Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В его судьбе – история чувашского театра

Становление чувашского театрального искусства в 20–30 годы ХХ века происходило в очень непростой обстановке и связано с именем Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского – основателя чувашского театра, первого режиссера, актера, драматурга, театрального педагога. Родился он 14 сентября 1893 года в с. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда (ныне Тетюшского района Татарстана), закончил Симбирскую чувашскую учительскую школу, Казанское художественное училище. Свою сценическую деятельность начал в 1912 году в Казанском театре. В январе 1918 г. в Казани группа учащейся молодежи во главе с И. С. Максимовым-Кошкинским организовали первую чувашскую труппу. Желающих вступить в нее было много. Однако организаторы тут же столкнулись с большими трудностями: для постановки не было ни одной чувашской пьесы. Энтузиасты перевели пьесу «Не так живи, как хочется» Н. Островского. 27 января 1918 года в здании бывшего купеческого клуба при переполненном зрительном зале сыграли первый спектакль на чувашском языке. Затем были переведены и поставлены пьесы: «От нее все качества» Л. Толстого, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и др. Весной 1918 г. появляется первая чувашская драма М. Ф. Акимова – «Вахатсар вилем» (Преждевременная смерть), которая и была поставлена театром. Однако наступление чехословаков на Казань прервало работу молодого чувашского театрального коллектива. И. Максимов-Кошкинский и ряд актеров ушли на фронт. И только через 8 месяцев работа в театре вновь возобновилась. Все это время работа по созданию чувашской драматургии не прекращалась, и в 1919 году появились новые чувашские пьесы: Ф. П. Павлова – «Сутра» (На суде), Г. Тал-Мрза «Кам ай`пл`» (Чья вина), «Коммуна». На сцене они шли с большим успехом. Спектакли ставились не только в предоставленном чувашской труппе театре «Ампир», но и в Большом театре, Красноармейском театре, рабочем клубе, Журавлевских и артиллерийских казармах г. Казани. Выезжали на гастроли к самарским и ульяновским чувашам. В 1920 г. после образования Чувашской автономной области чувашский театр переехал в г. Чебоксары. Основной состав труппы остался прежним – И. Максимов-Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, О. Ырзем и др., но влились и новые силы. Несмотря на тяжелое экономическое положение, энтузиасты театрального дела не прекращали работы. С этого момента чувашская драматургия начинает развиваться гораздо интенсивнее. В первом же сезоне в Чебоксарах были поставлены чувашские пьесы «Ч`вашсем» (Чуваши) Максимова-Кошкинского, «Пуян Карук» (Богатый Карук) Ефремова, «Нарспи» Осипова (по одноименной поэме К. В. Иванова), «Ялта» (В деревне) Ф. Павлова... В 1924 году Чувашский театр был преобразован в Центральный государственный чувашский театр. И. Максимов-Кошкинский руководил работой драматических кружков и объединений среди чувашей, организовывал совещания, гастрольные поездки, разрабатывал планы, организовывал чтения и лекции по вопросам художественного воспитания масс, совместно с Центральной музыкальной школой участвовал в организации чувашских хоров и оркестров. Для обслуживания русского населения при театре была организована русская труппа. В 1923–1926 гг. чувашский театр находился на грани закрытия. Сохранился он благодаря энтузиазму поборников искусства, в числе которых был И. С. Максимов-Кошкинский. Под его началом происходило становление чувашского режиссерского искусства. В 20-е гг. он продолжает пробовать свои силы и как драматург. Большой вклад в развитие чувашского театрального искусства внесли Ф. П. Павлов и И. И. Илларионов. Если в начале 1930-х годов в ЧАССР имелся всего один театр, то в 1937 году в республике насчитывалось шесть театральных коллективов: Чувашский государственный академический театр, Русский филиал драмы при нем, Театр юного зрителя, созданный в 1932 г. из числа студентов театрального техникума, и три колхозных театра – в Козловке (1934), Батыреве (1936) и Ядрине (1937). В театрах Чувашии в то время было более 150 творческих работников, ими ставилось до 800 спектаклей в год. В июне 1936 г. Управление по делам искусств провело первый Всечувашский театральный фестиваль. Подготовкой театральных кадров занималось театральное училище, образованное в 1929 году. В нем обучалось более 100 человек. К своему 25-летию в 1943 году Чувашский государственный академический театр создал постоянный, творчески растущий коллектив, поставивший ряд замечательных чувашских и русских спектаклей, вырастил талантливых актеров, среди которых были Б. А. Алексеев, М. Ф. Семенов, А. К. Ургалкин, Е. В. Шорникова, Б. И. Праудин, О. Ырзем, Тани Юн и др.


10 сентября 2003
00:00
Поделиться