Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Как сверчки из-за печки прыгнули в классики

"СОВРЕМЕННОЕ изобразительное искусство Чувашии фактически началось с уроженцев села Яншихо-во-Норваши Янтиковского района Моисея Спиридонова и Никиты Сверчкова", - гласит всякое уважающее себя справочное пособие по республике. Естественно, "Жизнь" не могла пройти мимо подобного культурного феномена и дождалась-таки случая побывать в колыбели всех наших художников. Лыко "Колыбель" оказалась довольно большим - почти на две тысячи жителей - населенным пунктом, раскинувшимся по обе стороны речки Йорвашки. Воды которой потом через Аль, Куб-ню и Суру потихоньку вливаются в могучую Волгу. В самом селе и его округе привольно раскинулись штук 18 живописных оврагов, примерно с десяток колодцев, родников, ключей и т. п. "Первые люди осели в этих местах в 1565 году, - рассказала "Жизни" хранительница тайн местного музея, племянница обоих "отцов-основателей" Ольга Меркурьева. - Это были три чуваша с товарищами, по имени одного из них - Яншиха - и стала называться вся местность. Будущие же классики (вернее, их отцы) поселились на отдельной улице после очередного пожара, которые тогда были не редкостью (ибо люди жили кучно, крыши крыли соломой). Чтобы больше не гореть, слывшие оригиналами потомки Сверчка выбрали довольно топкое место, можно сказать, настоящее болото. Зато теперь здесь - яблоневый сад. Сверчком же люди прозвали общего деда Моисея и Никиты за излишнюю не- o зависимость характера. Рас- o сказывают, что как-то он по- В лез драть лыко для лаптей в помещичий лес, но нарвался на лесника, подрался с ним, был смертельно бит, заболел и умер. Черт Отец же Моисея Спиридо-новича сохранился в памяти народной следующим подвигом. В 1893 году как раз тянули неподалеку от деревни железную дорогу "Москва -Казань". И среди чувашей по такому поводу началось волнение - мол, будет теперь мимо нас туда-сюда бегать железная машина, а внутри нее черт сидит! "Схожу и лично посмотрю на чертову силу", - тут же принял решение Спиридои, прихватил в дорогу краюху хлеба и пошел. Появления "железной машины" пришлось дожидаться аж три дня, но зато когда она появилась и затормозила, Спиридон не поленился подойти к машинисту и выпытать у того - что внутри устроено и как. А когда вернулся - воскликнул: "Люди! Никакой это не черт! Когда суп в котле закипает, то крышка наверху прыгает? Вот! И здесь то же самое!" Так, благодаря Спиридону, норваш-цы потихоньку начади нерить в прогресс. Иерусалим Но, наверное, решающую роль в решении Моисея и Никиты принести себя в жертву богу искусств сыграла их тетка Ольга. Та была страстная верующая, обошла с такими же богомоль-цами все святые места Руси, побывала даже у Гроба Господня в Иерусалиме. И привезла домой со Святой Земли красивые репродукции произведений Рафаэля, Тициана и др. на библейскую тематику. Созерцая именно эти восхитительные картинки, братья и решили, что станут художниками. Потом пешком ушли в Козловку, оттуда пароходом - до Казани, ' где со второй попытки поступили учиться и местное художественное училище. А уж после его окончания обоих, как особо талантливых, без экзаменов приняли в Санкт-Петербургскую академию искусств. Кстати, примерно в то же время двоюродные братья Моисеи и Никита обзавелись разными фамилиями. Моисей сказал, что будет зваться по отцу Спиридоновым, а то, мол, надоело когда тебя за глаза "сверчком" обзывают. Никита же сразу отрубил: "А я - Сверчков, им и останусь!"


17 июля 2003
00:00
Поделиться