Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Вдохновлять композиторов доверено оптимисту

Союз композиторов Чувашии избежал участи творческих организаций писателей и художников, сохранив единство своих рядов, а в 2000 году отметил свое 60-летие. Но ветры перемен ослабили и этот небольшой коллектив. Написать высокохудожественное музыкальное произведение - это не с удочкой на речке время коротать. Тем не менее законодательная власть страны уравняла в правах творческие союзы с обществами рыболовов, охотников и им подобными. Ситуация такая, что на X отчетно-выборной конференции председатель правления организации Ю. Григорьев так и поставил вопрос: быть союзу или не быть? Штаб-квартира организации с 1969 года находится в помещении под квартиру, содержать которое неимоверно трудно. Дело доходило до выселения судом. В бедственном положении Дом творчества, который, правда, удалось сохранить в отличие от писательского. Конечно, нельзя сказать, что Союзу композиторов не помогали. Например, в 1999 году из бюджета республики было выделено более 13 тыс. рублей, 10 тыс. из которых ушли на содержание офиса. В 2000 году от Минкультуры поступило 22,2 тысячи. И так почти каждый год. Сейчас ежемесячные расходы на коммунальные услуги и аренду составляют 5 тыс.рублей. Конечно, композитор в силах сочинять и без союза, творчество - дело индивидуальное. Каждый сам может договариваться о создании музыкальных произведений, оформлении спектаклей, искать средства на издание и озвучивание своих произведений. Но когда-то мощный творческий коллектив, отмечают композиторы, всего наилучшего достиг именно благодаря союзу. Без него не было бы репертуаров для театра оперы и балета, ансамбля песни и танца, хоровых и других исполнительских коллективов республики. Сочинения наших исполнены и изданы даже за рубежом. Разбежаться, конечно, можно. А кто будет, например, представлять республику на фестивалях Поволжья, округа, страны? Вот и думали композиторы, как дальше жить. Известный музыковед Ю. Илюхин посоветовал изучить опыт коллег из соседних республик. Кандидата искусствоведения И. Данилову в одном из учреждений удивили вопросом: "Разве у нас и Союз композиторов имеется?" Видимо, и сама организация недостаточно проявляет себя, хотя композиторы и музыковеды не сидели без дела. Активно работали в жанрах инструментальной и хоровой музыки А. Васильев, А. Галкин, Ю. Григорьев, Л. Чекушкина и другие. Серьезным исследованием стала книга музыковеда М. Кондратьева "Степан Максимов. Время. Творчество. Масштаб личности". Удачно проявляют себя молодые композиторы - выпускники Казанской и Нижегородской консерваторий. Если в прошлом в музыкальном оформлении спектаклей лидировали композиторы-любители, то в последнее время драматические театры, театр кукол чаще обращаются к профессионалам. Но творческого простора все же не хватает. За отчетный период, а это 5 лет, театр оперы и балета поставил только два произведения своих композиторов, дожидаются очереди сочинения Н. Казакова, Ю. Григорьева, А. Никитина, А. Галкина. Понятно, театру тоже трудно. На сегодня заключен договор лишь с А. Васильевым на создание оперы "Иван Яковлев: жизнь - за народ" (либретто М. Желтова). Сказывается, считают композиторы, и частая смена руководства театра, чуть ли не ежегодное приглашение новых главных дирижеров. Плохо, что нет постоянного главного дирижера в симфоническом оркестре. А между тем вкус молодежной аудитории формируется под влиянием дешевой коммерческой музыки. За отчетный период организация изрядно поредела. Читатель может сказать: почему же не принимают молодых, сейчас многие сочиняют песни. Да, молодые авторы сами пишут, сами же поют. Песни сочиняют все, кому не лень. Но не все то золото, что блестит. Принимать в ряды союза ради численности здесь не собираются. Надежда на молодежь, которая учится в консерваториях. Хоть организация и в тяжелой ситуации, но за ее сохранение высказались дружно. "Союз - это единственный островок, где есть критерии, - подчеркнул доктор искусствоведения М. Кондратьев. -Ситуация поправимая, надо уметь вписаться в современную жизнь". Известный организатор концертов, музыковед А. Осипов призывал не вставать в пику самодеятельности, не вариться в собственном соку, а быть ближе к народу. По его словам, все солисты испытывают голод на новые сочинения, за неимением таковых обращаются к самодеятельным композиторам. По мнению Н. Казакова, оптимистичнее надо смотреть на ситуацию. На содержание аппарата можно найти десятки вариантов. Заместитель министра культуры и по делам национальностей В. Бондарев сообщил, что в ведомстве знают о трудностях творческих союзов, по мере возможности стараются помогать им. А с введением лицензирования программ самодеятельных и профессиональных исполнителей низкопробных произведений должно стать меньше. Министерство намерено стимулировать развитие хоровых коллективов, число которых начало сокращаться. Композиторы понимают, что под лежачий камень вода не течет. Самим приходится действовать активнее. К сожалению, в наше время нет Морозовых, Третьяковых. Новый русский скорее лишнюю машину купит, чем в симфонию или балет деньги вложит. А развивать музыкальное искусство, воспитывать подрастающее поколение на высокохудожественных произведениях надо. Нужны, конечно, и малые жанры. Но, как сказала музыковед С. Макарова, "с простенькой песней за пределы Чувашии не выйдешь". Из-под такого багажа проблем придется поднимать организацию новому правлению союза, руководить которым доверено директору государственной филармонии Н. Казакову.


04 июня 2003
00:00
Поделиться