Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Музыка, весна, любовь - это и есть балет

Вслед за "Золушкой" С. Прокофьева - самой крупномасштабной премьерой Чувашского театра оперы и балета, созданной специально к седьмому балетному фестивалю, на сцену вышли герои пьесы Юджина О' Нила "Любовь под вязами". Это тоже совершенно новая работа труппы, можно сказать, хореография XXI века. Под музыку Л. Бернстайна и С. Барбера персонажи знаменитого американского драматурга ожили на мировой балетной сцене впервые. Разговоры о нехореографичности сюжета произведения среди знатоков и любителей балета продолжались вплоть до премьеры. Однако, когда вечером 17 апреля занавес театра открылся, зазвучала знакомая музыка и под огромным куполом звездного неба появились герои спектакля (художник-постановщик В. Федоров), стало ясно: действие все же захватывает зрителей. Их в этот вечер в зале театра, прямо скажем, было немного, что для премьерного показа очень странно и обидно. Но, как говорится, много званых, но мало избранных - пришли именно те, кто смог оценить новаторские поиски московского хореографа Ю. Пузакова, уже знакомого чебоксарцам своей версией "Ромео и Джульетты". Правда, как выяснилось из разговоров со зрителями, увидели они в новом спектакле не совсем то, что хотел рассказать постановщик, а именно: не философские рассуждения о неком страннике, ищущем утешения, а конкретных героев драмы. Такой феномен зрительского восприятия объясняется, по-видимому, богатством музыки и прекрасной актерской работой наших премьеров Е.Лемешевской, Б. Баяраа, замечательных солистов О. Ефимовой, А. Ахметзянова и всего состава кордебалета. В нем публика наконец-то увидела своих лидеров и даже сочла возможным выделить их особо, наградив именными аплодисментами А. Григорьева, М. Корякина, О. Попова. Браво! Главный же итог нового спектакля несомненный - желание артистов балета танцевать современную хореографию и стремление публики ее видеть. Последнее особенно проявилось 19 апреля, когда в рамках фестиваля с тремя мини-спектаклями выступила труппа "Эксцентрик балет" из Екатеринбурга. Коллектив, работающий в стиле , посвятил свою работу памяти лидера балетного авангарда России Евгения Панфилова. Ровно год назад мы видели на сцене нашего театра и самого Е. Панфилова, и его труппу. А спустя три месяца он был обнаружен в собственной квартире в Перми погибшим от многочисленных ножевых ранений. Убийцей оказался знакомый артиста, польстившийся то ли на его музыкальную аппаратуру, то ли на деньги. Говорю об этом сегодня потому, что в Чебоксарах многие не знают ни о гибели великого танцора и хореографа, ни о ее причинах. А никаких пустых кривотолков на эту тему не хочется. На спектакль, посвященный памяти Евгения Панфилова, зрителей пришло даже больше, чем год назад на выступление самого Мастера. Так, оказывается, тоже бывает. Балет "Баядерка", поставленный к открытию прошлого, шестого фестиваля, вызвал в то время восторженный прием многочисленной публики и некий скепсис у небольшой группы знатоков. Тогда я взяла на себя смелость утверждать: спектакль обретет со временем большую стабильность, заиграет новыми красками, "дозреет". Так и получилось. На нынешнем фестивале "Баядерка" - самый большой его успех. В заглавных партиях выступили гости А. Дорош из Киева (Никия), В. Григорьев из Москвы (Солор), А. Жарова из Новосибирска (Гамзатти). По технике виртуозы танца превзошли наших обычных исполнителей этих партий, что придало спектаклю особую классическую грацию. И все же лучшим среди гостей хочется отметить исполнителя крошечной, всего трехминутной, партии в индусском танце (соло с барабаном) Д. Строителева из Казани. Прекрасно, что соседи и друзья из Татарстана всегда делегируют на наш фестиваль истинных звезд - будь то солисты, дирижеры, артисты кордебалета или миманса. Невозможно не сказать и об успехах артистов чувашской труппы, которые были как никогда собранны, внимательны, одухотворенны. Наверняка запомнились зрителям змеиная пластика факира Магедавеи в исполнении непрерывно прогрессирующего молодого солиста театра А. Ахметзянова, полные ужаса смерти глаза невольницы Айи (арт. Т. Скворцова), любовные муки Брамина (н.а. ЧР Ю. Свинцов), жестокость Раджи (з.а. ЧР В. Иванов), элегантность и достоинство самого молодого нашего солиста А. Хисамутдинова, исполнившего сразу три крошечных роли в спектакле, но таких прелестных (Раб, Соло в индусском танце, адажио). Как никогда хороши были А. Альпидовская и В. Шиманская в больших и маленьких соло. Елене Лемешевской, нашей приме-балерине, и Бадамсамбуу Баяраа, лидеру мужской труппы, как всегда, достались самые восторженные овации публики за женское соло в индусском танце и вариацию Божка. Брависсимо! Прекрасно исполнили свои роли и артисты оркестра под руководством М. Адамовича, подарившие зрителям самый яркий спектакль VII Международного фестиваля балета. Поздно вечером в воскресенье праздник классического танца в Чебоксарах завершился большим гала-концертом. В этот день в Чувашии установилась настоящая весенняя погода. Наверное, это не случайное совпадение, ибо балет и есть весна, праздник молодости, красоты и любви.


25 апреля 2003
00:00
Поделиться