Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Вечная тайна времени

В Чувашском государственном художественном музее завершила работу выставка произведений А. Миттова, посвященная 70-летию со дня рождения художника. В экспозиции были представлены 14 иллюстраций к "Нарспи" К. Иванова, привезенные из Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (г. Санкт-Петербург). Условный в силуэте цветок мака на желтовато-зеленой обложке, несущий ощущение нежности, хрупкости и некой призрачности. Повернув обложку, попадаем на титульный лист, где написано: К. Иванов "Нарспи". А вот и она сама. На левой стороне, фронтисписе, одной из главных страниц книги - изображение красавицы девушки. Простота и безыскусность композиции, четкий графический рисунок и мягкая живопись прозрачной акварели. Отсутствие назидания и бесконечная мысль, наивность народной песни и величавая кантилена симфонического сочинения. Заключенный в тоненькую рамочку портрет напоминает чувашскую вышивку. В цветовой строй введен серебряный тон. Ведь "чувашка в полном уборе, со всеми нарядами, украшениями поражала великолепием. Щеки от контраста с серым металлом ее каски были еще румянее, и вся она была ярким сочетанием мира и войны, покоя и возбуждения, огня и холода", восклицал Н. Гарин-Михайловский. Но Миттов не спешит показывать этнографический тип, характер чувашского наряда, а находит его образное, эмоциональное начало. Трепетная чистота души и величавая осанка, простодушная наивность и природная гордость - все это сочетается в миттовской Нарспи. Голубое пространство, окружающее Нарспи, с затейливым бегом линий весенних веточек, со стремительным полетом ласточек, нежным колыханием цветов, гармоническое слияние девушки с природой поднимают портрет Нарспи до обобщенного символа молодости, земной силы и национальной красоты. Последовательно, одно за другим, раскрывает Миттов в сюжетах своих иллюстраций содержание поэмы. Таким целостным, завершенным поиском представлена вся работа художника. Неизъяснимой песенной напевностью звучит голубая акварель со светлыми фигурами влюбленных в иллюстрации к главе "Побег". И совсем иначе показывает художник другую встречу настрадавшихся влюбленных. Волшебною силой взметнуло солнце вверх свои нити-лучи, зачиная новый день, светлым ореолом озарило оно фигуры Нарспи и Сетнера. П. Корнилов, известный российский искусствовед, знаток и тонкий ценитель книжной иллюстрации, отметил "цельность и глубину чувств миттовских Нарспи и Сетнера, поднятых вместе с поэзией К. Иванова до высот шекспировских Ромео и Джульетты". Около тысячи работ насчитывает наследие художника А. Миттова, созданное им лишь за десятилетний творческий путь. Графические и темперные листы, холсты, картоны, иллюстрации и подготовительные варианты, наброски и карикатуры, классические миниатюры и работы с тематическими сюжетами - все творчество Миттова - великая песнь о Чувашии, о любви к Родине и: о трагическом подвиге своей жизни.


12 марта 2003
00:00
Поделиться