Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Оперный фестиваль открылся премьерой

Комической оперой "Свадьба Фигаро" открылся позавчера в Чебоксарах 12-й Международный оперный фестиваль, посвященный нашему выдающемуся земляку народному артисту СССР, знаменитому басу Максиму Дормидонтовичу Михайлову. В приветственном слове министр культуры и по делам национальностей Чувашии О. Денисова напомнила, что одно время стоял вопрос - быть или не быть фестивалю. Он "выжил" благодаря поддержке Президента республики Н. Федорова. Если раньше в разных кабинетах приходилось доказывать, насколько необходим Михайловский фестиваль, то сегодня он занимает достойное место в российской культуре. Это подтверждают и слова из телеграммы полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе С. Кириенко, направленной в адрес участников и организаторов нынешнего фестиваля: "Уверен, атмосфера праздника подлинного оперного искусства будет и впредь привлекать в Чебоксары все новых и новых исполнителей". Ежегодно на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета выступают в дни фестиваля звезды оперного искусства. Здесь побывали солисты из Большого и Мариинского театров, "Санкт-Петербург-оперы", театра имени Мусоргского, известные исполнители из многих российских городов, дирижеры и солисты из Италии (Ла Скала), США, Франции, Австрии, Турции. На открытии нынешнего фестиваля директор Чувашского театра оперы и балета В. Фошин, предваряя начало спектакля, процитировал пушкинские строки: "Откупори шампанского бутылку и перечти "Женитьбу Фигаро". Моцарт требует определенного профессионализма, тонкого чутья и хорошего музыкального вкуса. (Хотя это не первая постановка на сцене нашего театра австрийского композитора. В 1980-х годах шла его опера "Похищение из Сераля"). Оркестр, которым дирижировал М.Адамович, прекрасно справился с задачей. Зрители почувствовали удивительное звучание "оперного" Моцарта - легкого, изящного. Музыка точно рассказывала о характерах героев, создавала их портреты. А от самих артистов требовалось двойное мастерство - не только вокальное, нужно было еще мимикой, пластикой движений передать комическое действо. Театр сделал ставку на творческую талантливую молодежь - и не прогадал. В этом несомненная заслуга режиссера-постановщика А. Каратыгина. Трудно было поверить, что для Т.Фуртас в роли Сюзанны - это первый выход на большую сцену. Проказница-служанка проявляет все черты своего характера: она то лукавая, то искренняя; то нежная и преданная, то безумно ревнивая, но всегда,- находчива и изобретательна. Ей верит, ей сопереживает зритель. Столь же неподдельным получился образ Керубино - юного пажа, дамского угодника, созданный С. Ефремовой. Роль Базилио небольшая, но Д.Семкин сумел сделать ее запоминающейся, выразительно сыграв коварного учителя музыки. Прекрасной дикцией (что немаловажно в оперном искусстве) и пением порадовал зрителей С. Алексеев в роли графа Альмавивы. Чувствуется, артист был в ударе (чего нельзя сказать о недавнем бенефисе, где оперный талант этого певца не смог проявиться столь ярко). В роли жены графа Розины занята народная артистка Чувашии В.Смирнова, чьим душевным сопрано в очередной раз смогли насладиться зрители. А вот главный герой - решительный, неунывающий, искрометный Фигаро, к огорчению зрителей, оказался скуповат на эмоции. Видимо, таким этот образ видится исполнителю К. Ефремову. Или просто так получилось? Несколько слов о декорациях. Имя московской художницы Н. Поваго известно в наших театральных кругах. Если она приложила руку к оформлению сцены - значит, все будет выразительно, ярко, но без излишеств. "Второе пришествие" Моцарта на чувашскую сцену, совпавшее с Михайловским фестивалем, можно считать успешным. "Свадьба Фигаро" обещает стать кассовым спектаклем. Наши артисты доказывают, что не перевелись таланты на земле чувашской.


29 ноября 2002
00:00
Поделиться