Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Сюрпризы XII оперного

"Самое эротичное, самое горячее сопрано мира" Любовь КАЗАРНОВСКАЯ посетит Чебоксары в рамках XII Международного Михайловского оперного фестиваля. Произойдет это фантастическое событие 28 ноября. "Русская оперная дива" подарит зрителям сольный концерт, что само но себе явление неординарное. За последние десять лет Казарновская побывала с гастролями всего в трех российских городах. Ее называют русским чудом и образцом современной оперной звезды. Она дружна с самыми великими музыкантами планеты. Поет на самых прославленных мировых сценах. С ней работают ведущие мировые дирижеры и режиссеры: Любимые партнеры Казарновском - Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Луччано Паваротти, Франко Бонисолли. Своим последним открытием назвал ее маэстро Герберт фон Караян. Ее женственная красота, талант и ум - симбиоз качеств, не часто встречающийся у оперных певиц. Окончив Гнесинское училище, а затем консерваторию, она стала примадонной в театре Станиславского, где за короткий промежуток времени спела весь существующий репертуар. Потом перебралась в Ленинград. В Мариинском театре также перепела все. Там ее "нашел" австрийский импрессарио Роберт Росцик. Он увез талантливую россиянку для прослушивания в Вену, после чего Любовь получила контракты с лучшими Оперными театрами Европы и Америки. Сегодня в репертуаре Казарновской более сорока оперных партий. Ее называют лучшей Саломеей и Татьяной Лариной, лучшей исполнительницей опер Верди. Одна из самых любимых оперных героинь певицы - Манон Леско, обольстительная, легкомысленная, "роковая" женщина, владеющая секретом непостижимого женского очарования. Роберт Росцик предложил ей руку и сердце. Бракосочетание в Вене, австрийское гражданство. И одно из главных событий в жизни, помимо грандиозной карьеры, - рождение сына. Несколько лет звездная семья жила в Нью-Йорке, два года назад перебралась в Москву. Любовь Казарновская ведет активную концертную и культурно-просветительскую деятельность в России, проводит мастер-классы вокального мастерства (возможно, удастся уговорить ее провести мастер-класс и в Чебоксарах), приглашает маститых звезд мировой онеры для передачи опыта молодым. исполнителям. Она представляет академический жанр в "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой, переняв эту традицию с Запада, где Доминго и Каррерас с удовольствием поют в концертах Дайаны Росс и Элтона Джона. Сейчас Казарновская готовит видеофильм "Интимный портрет куртизанки", где арии Травиаты, Манон, Мюзетты и Кармен будут представлены в клиповой "обертке". Режиссер Сергей Соловьев, услышав ее Леонору в "Силе судьбы", смог разрешить ключевую проблему своего нового фильма "Иван Тургенев. Метафизика любви". Он нашел для него главного героя - голос. Уже записан саундрек к фильму. И как же удалось директору Михайловского фестиваля заманить такую знаменитость в наш маленький городок, который даже находится в стороне от больших дорог? Было бы наивно полагать, что Казарновская настолько наслышана о нашем фестивале. Директор фестиваля Инна Николаева называет это продюсерской удачей. Помогли также личные связи и желание самой примы "отдать долг российской публике". Или, может быть, "другие просто не пытались, а мы попробовали, и у нас получилось" - пригласить ее. Кстати, о директоре фестиваля... В этом году эту роль исполняет не директор Театра оперы и балета, а музыкальный критик и профессионал своего дела Инна Николаева, что можно назвать со стороны министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики довольно смелым и дальновидным шагом. Одного приезда Любови Казарновской было бы достаточно, чтобы "вытащить" фестиваль на самый высокий уровень. Но организаторы этим не ограничились. Спектакль "Травиата" московского театра "Геликон-опера" в постановке самого оригинального режиссера современности Дмитрия Бертмана имеет все шансы стать одним из самых запоминающихся событий фестиваля (30 ноября). Это уникальный театр, способный превратить "скучный" оперный жанр в увлекательнейшее театральное действо, забыть об оперных клише, неподвижных солистах и инертном хоре. Театр, который навсегда перевернет зрительское представление об оперном искусстве и "влюбит" в себя. "Геликон" продемонстрирует свои лучшие исполнительские силы, "звездный" состав. Участие столь популярного и знаменитого театра (в полном составе) в программе Михайловского фестиваля - настоящая сенсация. В мир театральной элиты "Геликон" открыл дверь ногой и с тех пор чувствует себя там непринужденно и свободно. Нахальство и юношеский напор ему простили быстро, как прощают талантам. Театр начал удивлять сразу. Спектакли "Геликона" носили ярко выраженный эксклюзивный характер. Во многом это касалось репертуара, который был ориентирован на оперный модерн (многие произведения вообще прозвучали, в России впервые). Но главная причина уникальности театра заключалась в смелости и абсолютной режиссерской раскованности художественного руководителя "Геликона" Дмитрия Бертмана. Свободный от оперно-постановочных клише, Бертман реализовывал на сцене свои фантазии. За одиннадцать лет у него не только сформировалась концепция существования театра, но и обозначился творческий метод, что, в свою очередь, определило художественную форму спектаклей. Театр этот - режиссерский. Спектакли, появляющиеся на его сцене - результат авторского прочтения партитур, блестящие примеры сочинения нового театрального смысла знакомых сюжетов. Заштампованные оперные шлягеры "Кармен", "Травиата", "Аида", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Пиковая дама" были переосмыслены. "Геликон" не останавливался ни перед чем: не боялся переоркестровать партитуру под свой небольшой оркестр, сделать купюры или восстановить их, добавить участников оперного действа или, напротив, избавиться от них... Критика возмутилась: с классикой так нельзя, надо иметь почтенье-с! Популярность же среди зрителей росла с очередной премьерой театра: представители консульств и альтернативная молодежь; консерваторская профессура и артистическая элита, безденежные студенты и великосветские львы... (Это при том, что в театре всего двести мест и половина из них всегда зарезервирована, так что туда очень трудно попасть.) Всех объединяло одно - восторг .перед невиданной, невероятной оперой, которую играли в "Геликоне". Все оперы в "Геликоне" идут на языке оригинала, - что для Европы - норма, а для оппонентов театра - доказательство того, что театр не стремится к легкости и доступности. Понимание достигается благодаря прозрачности и ясности символов, знаков, образов. Участие "Геликон-оперы" в программе Михайловского фестиваля - огромный подарок зрителям. Театр этот не гастролирует в России, плотный график зарубежных турне не позволяет долго засиживаться" даже в Москве. Сегодня этот театр - обладатель огромного количества премий и наград, самый титулованный среди номинантов Национальной театральной премии "Золотая маска"". Новая "Травиата" (предыдущая версия была поставлена в 1995году), которую увидят чебоксарские зрители, - спектакль, который не идет на московской сцене. Премьера ее состоялась в 2000 году в Страсбурге и исполняется только за рубежом. Публика Михайловского фестиваля станет единственной в России; кто увидит новую версию "геликоновской "Травиаты". Солисты известнейшего гранд-театра в Испании - Барселонской оперы "Лисео" - Мариса РОКА, Роза МАТЭУ, Хосе ФАДО выступят в опере Ж.Бизе "Кармен" 29 ноября. Грант Театро дель Лисео многие десятилетия был центром оперной культуры не только Барселоны, но и всей Испании. На его подмостках блистали Федор Иванович Шаляпин, Максим Дормидонтович Михайлов. Здесь начинали свою карьеру Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас. Труппе Чувашского театра оперы и балета будет сложно соревноваться с такими грандами в привлечении зрителя. Но, по мнению главрежа Алексея Каратыгина, сегодня можно говорить об исполнительском и творческом росте оперной труппы. Свидетельством чего является то, что впервые на сцене театра будет представлено гениальное произведение В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро" (27 ноября). Играть в ней будет прежде всего творческая талантливая молодежь, которой много появилось в театре в это году. Завершит фестивальную неделю (1 декабря) традиционный гала-концерт с участием солистов Большого и Мариинского театров, "Геликон-оперы", "Гран Театро Лисео, солистов Екатеринбурга и Чувашского театра оперы и балета. Цены на билеты в райках фестиваля колеблются от 70 до 500 рублей. Говорят, что самые дешевые уже раскупили. А на Казарновскую билетов вообще не осталось. Но если учитывать, что билет на спектакль "Геликона" в Москве стоит 1800 рублей, а на Казарновскую в Перми стоил 1200, то для истинного ценителя искусства и 500 рублей покажутся мелочью. Большую часть стоимости берут на себя Минкультуры и Правительство Чувашии.


21 ноября 2002
00:00
Поделиться