Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Серебряный звук академической капеллы

Родился он вдали от Чебоксар, на берегу величавой Кубни, что разделяет чувашские и татарские селения, слушал голосистые вопли ранних петухов. С малых лет тянулся к балалайке и гармони, на которых великолепно играл отец, с упоением внимал задушевным песням матери, которых знала она великое множество. Но больше не было в деревне никакой музыки. Сегодня у него в руке – камертон, перед ним – многоголосая капелла с симфоническим оркестром, исполняющая величайшие произведения Рахманинова и Чайковского, Баха и Моцарта. Он – дирижер. Но не только просто дирижер, а дирижер-профессор. Морис Яклашкин с коллективом Чувашской государственной академической капеллы работает уже чуть более четверти века. Окончил он музыкальное отделение Канашского педагогического училища, музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, дирижерско-хоровой факультет Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Профессор Морис Яклашкин в истории нашей национальной хоровой культуры – фигура видная и крупная. Если судить по большому счету, с его именем, в основном, связано бурное развитие чувашской школы академического пения, пения без музыкального сопровождения. С его именем также связана последовательная и настойчивая пропаганда богатейшего наследия чувашских, русских и зарубежных классиков хоровой культуры, пропаганда произведений русских, татарских, башкирских, мордовских, марийских и других композиторов. Коллектив Мориса Яклашкина с 1982 года систематически выступает на ежегодных фестивалях музыки композиторов республик Поволжья и Урала, а также принимает участие во всех республиканских мероприятиях и концертах. Но велики заслуги дирижера и перед музыкой своего народа. Сделано огромное количество записей песен и хоровых произведений чувашских композиторов и их обработок народных песен. Заново перезаписаны антологии песен Федора Павлова, Степана Максимова, Василия и Геннадия Воробьевых, Григория Лискова. Впервые исполнены изумительно красивые хоровые обработки и фрагменты из опер Владимира Иванишина, Григория Хирбю, Анисима Асламаса, Тимофея Парамонова, Петра Миронова. Особое место занимают в творчестве капеллы хоровые партитуры Александра Васильева. Хористов привлекает необычное звучание, современные композиторские приемы письма автора. Многослойная ткань произведений Александра Васильева таит в себе много удивительных находок, раскрыть которые – сложная и увлекательная творческая задача. Поездка коллектива в Казань с авторскими концертами выдающегося нашего композитора Александра Васильева еще раз подтвердила, какими беспредельными возможностями в освоении сложных произведений обладает хор. Действительно, нет никаких пределов на пути восхождения его к большим высотам хорового исполнительского искусства. Помнится выступление капеллы (тогда еще хор гостелерадиовещания) в зале Казанского музыкального училища перед общественностью столицы Татарстана. Небольшой зал с великолепной акустикой был переполнен студентами, педагогами музыкального училища и консерватории, музыкальными деятелями республики. Наш коллектив исполнял капельные хоры Александра Васильева. В зале царила абсолютная тишина. Даже скрип двери на нижнем этаже казался громоподобным. Капелла делала такие пианиссимо, что, казалось, все окружающее замерло. Невольно вспоминалось изречение Генриха Нейгауза: «Музыка любит тишину». – О, он вполне заслуживает звания академического! Я считаю, этот коллектив достоин представлять высочайшую исполнительскую хоровую школу композиторского творчества новых поколений чувашских композиторов на любой международной арене, – сказал профессор Казанской консерватории Рафаэль Белялов, – начиная от Москвы, Парижа, Лондона, кончая Вашингтоном, Нью-Йорком. Я думаю, что у этого коллектива большое будущее. И нужно ему сейчас обеспечить международные культурные связи. И просто гастролировать и гастролировать по всем странам Европы... Под управлением Мориса Яклашкина коллектив достиг огромных высот. Замечательный дирижер, буквально держит коллектив в таком накале. Он настолько любит свое дело, настолько талантливый человек, что любое сочинение, за какое бы он ни взялся, проводит самым наилучшим образом. – Видимо, Морис очень сильно работает. Он большой мастер работы над звуком. Из небольшого хора может выжимать такой вот чистый профессиональный звук, такой вот прозрачный, металлический, как говорят, серебряный звук... – дополнил Бату Мулюков, ректор института культуры. Бату Катаулович и на другой день пришел на концерт хора и вручил Морису Николаевичу большой букет самых красивых цветов Казани. Высокую оценку дал исполнительскому мастерству хора профессор Казанской консерватории, композитор Анатолий Луппов: – Коллектив Мориса Яклашкина – лучший в Поволжье. Находится сейчас в лучшей форме. При Яклашкине он поднялся до чрезвычайно высокого профессионального уровня. Этот уровень не уступает самым лучшим нашим хоровым коллективам. Я никогда не забуду выступление капеллы на Международном фестивале «Рождественские встречи в «Северной Пальмире» в Санкт-Петербурге. Мне трудно говорить о впечатлениях, которые она оставила, – это надо слышать. Тем, кто слушал когда-либо капеллу под управлением Мориса Яклашкина, я бы сказал, очень повезло. Но концерт в Смольном соборе – это нечто уникальное. Великолепная акустика, высокий свод, просторный зал создают чрезвычайно благоприятные возможности для звучания голосов. – Сегодня, – объявляет конферансье Светлана Николаева, хористка хора Смольного собора, – сегодня Полуденное песнопение проводит лауреат Государственной премии Чувашии имени Константина Иванова, дипломант Международного фестиваля, хор телевидения и радиовещания Чувашии... Эти торжественные слова поднимаются сначала к высокому своду собора, а затем, обогащенные резонансами, летят к выходу и снова возвращаются к эстраде. Создается дивное, сказочное звучание! Такое же путешествие совершают хоры из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, Добри Христова, Дмитрия Бортнянского, Александра Архангельского, «Великое славословие» Александра Струмского. Долго я хранил свои репортерские записи этих произведений, перезаписал их на большую магнитофонную ленту и прослушивал с неизменным наслаждением от ревербераций постепенно затухающих звуков: «Приидите, поклонимся...» Удивительна судьба этой Литургии. Сам Рахманинов считал «Всенощную» одной из вершин своего музыкального творчества, а мы ее почти не знали. Это тем более несправедливо, что звучат во «Всенощной» обработанные выдающимся композитором древнерусские напевы и слышатся в них боль и страдания, несломленная гордость и могучая сила русского народа. Еще великий Александр Свешников разучивал «Всенощную» со своим прославленным хором в те суровые времена, когда под лозунгом «грядущего созидания» ломалось, извращалось и просто уничтожалось многое из вековых запасов нашей духовности. К ним я отношу и духовную музыку, которая была обречена на медленное умирание. Так случилось и с «Всенощным бдением» Рахманинова, записанным на пластинку в исполнении капеллы Свешникова. Но пластинка не вышла со складов фирмы «Мелодия»... Морис с детства полюбил духовную музыку, посещал Хормалинскую церковь, чтобы послушать церковную хоровую капеллу. А когда открылся доступ к классической музыке, он с упоением внимал даже миниатюрным фрагментам духовной музыки из опер. Например, в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского в сцене смерти Бориса «Сын мой, умираю» ария звучит на фоне церковного хора. А затем, в музыкальном училище, уже пел в общем хоре «Лякримозу» из Реквиема Амадея Моцарта... Морис Яклашкин еще в начале девяностых годов прошлого столетия первый из чувашских дирижеров стал включать в репертуар своего коллектива духовную музыку. Сейчас капелла Мориса Яклашкина готовит к исполнению Реквием Моцарта – последнее создание, «лебединую песню» великого композитора, принадлежащую к величайшим памятникам мировой культуры. – Моя ближайшая цель, – с воодушевлением поделился в беседе со мной дирижер, – создание симфонической капеллы. Для этого есть все возможности. «Да воссияет Вам вечный свет!» – скажем и мы, перефразируя слова из Реквиема.


30 октября 2002
00:00
Поделиться