Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

"Пошла муза на базар"

Как культуре остаться культурой в условиях рынка? Об этом размышляет министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой - Начнем с самых горячих вопросов. Господин Акопян из Москвы спрашивает: "Почему Конфедерация кинематографистов стран СНГ и Балтии претендует на Киноцентр, ведь российские творческие союзы лишились своей собственности в Грузии, Прибалтике и Украине? Как смотрит министр культуры на имущественный конфликт между Конфедерацией и Союзом кинематографистов России, который на этой неделе разгорелся с новой силой?" - Защита российских интересов имеет свои безусловные преференции. По этому поводу вышел целый ряд законодательных документов и распоряжений. Но давайте посмотрим на реальное положение дел: в тяготении деятелей культуры СНГ к России есть сегодняшнее признание России как центра культурной жизни. Будем откровенны. Я никого не хочу обижать, но идея многих коллег, которые рассчитывали, что через Европу они обретут признание и станут свободными, оказалась достаточно зыбкой. Эстонская, латышская, грузинская и азербайджанская драматургия и литература через русский язык обретала всемирно историческое значение, а вот сегодня она должна пробиваться на европейский рынок сама по себе. Это довольно сложно. Деятели культуры сейчас хотят не просто жить с Россией в каком-то общем культурном пространстве, но и выходить на общемировой рынок через русский язык, это факт. Я приведу пример. В конце 80-х годов грузинский Театр им. Шота Руставели ездил в Латинскую Америку. И, по-моему, в Аргентине две барышни пришли за кулисы в антракте к Роберту Стуруа чуть не плача. Они пришли на спектакль русского театра, а постановка оказалась на грузинском языке. Славистки не понимали, на каком языке играют актеры, и решили, что плохо учились. Мировую славу тот же театр Руставели обретал потому, что был советским, или, как говорили в просторечии, русским театром. В конце концов кто по национальности Банионис, Надежда Чепрага или София Ротару для зрителя все равно. Я считаю, что государство должно создавать условия наибольшего благоприятствования для того, чтобы деятели культуры из стран Содружества чувствовали себя комфортно в Москве. А хозяйственные споры - вещь особая. Я приведу пример. Вот папа Никиты Михалкова - Сергей Владимирович Михалков - сопредседатель, один из лидеров Конфедерации писательских союзов - последовательно отсуживает у Российского союза писателей все здания, некогда принадлежавшие Союзу писателей СССР. И все к этому относятся достаточно спокойно. А вокруг Киноцентра развели бурную дискуссию. Киноцентр - место специфическое, где много имущественных и коммерческих интересов. Но могу сказать одно: юристы у Конфедерации лучше, чем у Союза кинематографистов России. - Никита Михалков, вдохновитель "Золотого орла", в одном интервью сказал, что Министерство культуры будет финансировать солидные кинопремии "Золотого орла" - по 10 и 20 тысяч долларов. Можете ли вы подтвердить эту информацию? - Я Никите Сергеевичу сказал, что мы готовы поддерживать академию финансово, это действительно так. Но предпочтительно, чтобы премии формировались из внебюджетных средств. Премии слишком большие: даже не 20, а 25 тысяч долларов. Мы даже стараемся на Международный конкурс им. Чайковского привлекать внебюджетные средства. Уже подготовлены документы о том, что премия "Золотой орел" включается в список премий Правительства, которые не облагаются налогом. Но я еще раз хочу сказать, эти премии должны быть из внебюджетного фонда. - Многие кинематографисты после выхода в свет Положения об акционировании киностудий заявили о том, что начался процесс дикой приватизации. Уволили Грамматикова, возглавлявшего студию им. Горького, ушел Сергеев с "Ленфильма". Анна Ивановна из Санкт-Петербурга спрашивает: не жалко ли вам было отпускать Сергеева? - Сегодня в России, по существу, сложилась частная кинематография. Если вы посмотрите перечень фильмов, которые поддерживает Министерство культуры, то убедитесь, что в графе "производитель" стоят "ООО", "ЗАО", "ИЧП", "ТОО". Уже давно нет государственных структур, которые производят кино! К примеру, у каждого члена правления "Мосфильма" есть своя студия. Много говорят о том, что Виктор Анатольевич Сергеев обеспечил подъем студии "Ленфильм". Но, как и в случае с Грамматиковым, там произошло следующее: права на прокат в телеэфире фильмов Киностудии им. Горького и "Ленфильма" были проданы "Медиа-мосту". "Медиа-мост" рассчитался вперед за 10 лет. То есть с 1998 по 2002 год были выплачены все деньги, которые "Медиа-мост" должен был выплатить с 1998 по 2008 год. Теперь люди, которые будут заниматься менеджментом на этих студиях, должны будут с 2003 года платить налоги за суммы, которые уже потрачены. Совершенно очевидно, что у "Ленфильма" сейчас будет некий экономический спад, потому что деньги проедены. Поэтому мы и хотели отделить от студий фильмофонд, чтобы оставить его в госсобственности. Принцип разделения студии на две части и состоит в том, чтобы фильмофонд всегда оставался собственностью государства. Он превращается в учреждение культуры, которое будет хранить фильмы. - "В самые критические годы на культуру выделялось 0,3 процента. Это звучало, как говорил Вознесенский, словно вызов "скорой помощи". Как меняется в центре и регионах концепция по финансированию культуры?" - интересуется Ильяс Хафизов из Казани. - Это сложная ситуация. Вы знаете, что действуют "Основы законодательства РФ о культуре", в которых записано, что на культуру выделяется не меньше 2 процентов из федерального бюджета и не меньше 6 из региональных. На самом деле эти цифры не исполняются. На Министерство культуры сегодня вместе с кинематографом выделяется 0,55 процента бюджета. Правда, если мы соединим бюджеты Министерства культуры и Минпечати (как во многих странах мира) плюс все, что выделяется на культуру в различных ведомствах (а у нас на культуру есть средства даже в Минобороны и МПС), то сумма составит как раз эти два процента. Что же касается регионов, то для нас важна цифра в 6 процентов, выделяемых из регионального бюджета. Это то, о чем можно и нужно разговаривать с губернаторами. И не надо думать, что столичные города лидируют. Возьмите Ханты-Мансийск или Тюмень - они выделяют средств на культуру значительно больше, чем Москва в пересчете на душу населения. И динамика не в пользу Москвы и Петербурга. Все осложнилось тем, что с 1 декабря увеличилась зарплата бюджетникам, и в 2003 году это может отразиться на количестве средств, выделяемых бюджетом на основную культурную деятельность. - Российский провинциальный театр сегодня - во власти местных начальников, не всегда любящих театр. Министерство культуры оказалось свободным от своей прошлой ответственности за назначения режиссеров и директоров. Планируются ли перемены? - вопрос из Санкт-Петербурга от Андрея Аксючица. - Вопрос этот в высшей степени деликатный, потому что есть Конституция РФ, в которой прописано: культура относится к сфере совместного ведения, и у регионов здесь прерогатива. Мы не назначаем даже начальников управлений культуры в регионах. Я не могу вмешиваться в отношения между центром и регионом, нарушая Конституцию. Это исключено. Но на личном уровне можно договариваться. И если министерство играет какую-то реальную роль, то только тогда, когда мы помогаем регионам. Сейчас мы стали госзаказчиками, например, на строительство культурных объектов в регионах. И это хороший инструмент для диалога с регионами, которые понимают, что мы не просто какое-то московское ведомство, а некий дом, куда надо прийти и где могут помочь. - Айгуль Молдохматова: "Михаил Ефимович, мы знаем, что вы родились в Киргизии, поэтому очень надеемся, что вы приедете к нам на Дни российской культуры". - Мы сейчас прорабатываем программу проведения Дней культуры РФ в Киргизии, которые пройдут в середине мая. Обязательно приеду. Из 53 лет я не был на родине ровно 52 года. Родители переехали в Москву, когда мне было 9 месяцев. - Вы в Бишкеке родились? - Нет, в горах. Есть такой город Кант. Там отец служил в армии, а мать была по распределению направлена на работу врачом. Абсолютно романтическая история. - "Господин министр, как вы думаете, насколько сегодня необходимо возрождать советские декады культуры?" - этот вопрос задает вам читатель Аркадий Шестопалов. - Декады возрождаются на абсолютно новой основе. 29 марта закончились Дни культуры Молдовы в России. Они проходили в Москве и в Твери. Вы не можете себе представить, какой энтузиазм у публики они вызвали! Приехали замечательные музыканты во главе с Марией Биешу и Михаилом Мунтяном, эстрадные певцы и филармонические артисты, замечательные молодые танцовщики. Успех был невероятный. Я считаю, что декада дает возможность в сжатый период времени показать современное искусство наших соседей. К сожалению, российская молодежь знает многое про американское кино, но не знает, как развивается, чем дышит, например, культура Киева или Минска. Это плохо, потому что для нас украинцы и белорусы ближе, чем американцы. - "Уважаемый господин министр! На мой взгляд, для возрождения духовного наследия России необходимо гуманитарное воспитание школьников" - вопрос задан по электронной почте без подписи. - В прошлом году мы вместе с Министерством образования разработали концепцию художественного воспитания и обучения. Эта концепция обсуждалась затем в Екатеринбурге на общем собрании школ по дополнительному образованию. Идея проста - вернуть в школьную программу гуманитарно-эстетический блок. Во всех развитых странах, к примеру, 15 процентов учебного времени даже на технических специальностях отведено под историю искусств. Потому что нельзя стать хорошим инженером или ученым без представления о прекрасном. Конечно, сейчас дети перегружены в школах. Но это все равно необходимо сделать. Одна из идей, которую мы обсуждали с Евгением Александровичем Евтушенко, заключается в том, чтобы в школу пришли писатели, композиторы, артисты. Для творческих людей это был бы дополнительный заработок. Они бы с удовольствием занимались преподаванием определенных дисциплин. - "Минкультуры полно слухами, что аппарат наполовину сократят в порядке эксперимента, а остальным увеличат вдвое оклад. Это правда?" Вопрос от г-на NN. - Слухи слухами, но Минкультуры сегодня самое маленькое министерство. У нас всего 369 человек, начиная с моих замов и заканчивая уборщицами. Мы задыхаемся от недостатка людей. Другое дело, что эффективно работают около 10 процентов от общего числа сотрудников. Сейчас мы пытаемся найти схему, при которой некоторые функции министерства можно было бы вынести за пределы аппаратной работы. Например, создали дирекцию строительства и реставрации, на которую перенесли часть функций. Создана дирекция музейного фонда. Есть агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры... - В интервью "Российской газете" доктор искусствознания Алексей Комеч говорил о том, что кулуарно родилась федеральная структура, поэтому многие регионы восприняли ее в штыки. Знает ли об этом министр? - Моя позиция проста. Вот если мы сейчас примем закон об охране памятников, тогда со спокойной душой я могу сказать - все равно в какой собственности будет памятник, потому что ни в одном государстве мира такого количества памятников на государственном бюджете нет. В конечном счете платят налогоплательщики, которые этими памятниками и не пользуются даже. А во всех цивилизованных странах, если памятник федерального значения, то он может находиться даже в частных руках, но хозяин будет знать, что обременен целым рядом обязательств по отношению к памятнику. К примеру, не может его варварски перестраивать. Честно скажу, я видел даже храмы с евроремонтом. Поэтому наша позиция очень простая. Если будет жесткий закон об охране памятников - то он позволит абсолютно спокойно отдавать памятники в частные руки, в руки корпораций, в руки регионов. Одно обстоятельство: Москва - это богатый город. Тут много людей, которые в состоянии купить памятник. А вот когда мы в 1995 году пробовали провести аналогичные исследования в Нижнем Новгороде, то выяснилось, что нет граждан, которые желают, например, купить здание - памятник культуры. Нет денег. И тогда оказывается, что федеральный бюджет обязан эти памятники приводить в порядок. Чем скорее мы проведем все возможные мероприятия для того, чтобы памятники попали в надлежащие руки, тем лучше. Мы живем в стране исчезающих памятников. Все кричат, что Россия - это уникальная страна с бесконечным богатством. Нет бесконечного богатства, оно, к сожалению, конечно. И если мы ничего не делаем, то шедевры архитектуры умирают. - В "РГ" режиссер Светлана Врагова начала дискуссию "Расстрельные статьи" о том, что современная критика переходит все этические грани, рецензенты часто выступают в роли словесных киллеров. Вы, как доктор искусствоведения и критик по основной профессии, как оцениваете эту любовь и ненависть? - Есть одна серьезная проблема, связанная с тем, что сегодня мы практически не говорим правды о том, что происходит в нашем искусстве. Я уверен, что одна из проблем современной художественной культуры состоит в том, что никто не хочет слушать правду и никто не хочет особенно правду писать. Сегодня искусство - часть рынка, положительная критическая статья - это часть проекта. Произведение искусства сегодня становится таким же товаром на рынке, как автомобиль "Рено". Поэтому статья выполняет либо функции рекламы, либо ее не должно быть вообще. На самом деле критик - это посредник между художником и обществом, он переводит на логический язык образы художника. Он не просто оценщик, он толкователь образного мира художника. Другой вопрос состоит в том, сколько этих художников. У нас очень много заменителей. После смерти Сахарова и Лихачева место "совести нации" свободно. И все стремятся его занять. И каждый требует, чтобы его назначили на место "совести нации". Но на это место назначить нельзя. Если даже такому гению XX века, как Солженицыну, его не удалось занять после возвращения и оно осталось вакантным, то понятно, что все остальные не идут ни в какое сравнение с ним. Место первого писателя свободно, место первого художника свободно, место первого поэта свободно. Много званных, да мало избранных. Вот и вся проблема. Но мы об этом вслух не говорим - неприлично. Пускай меня выгонят из министров, я наймусь куда-нибудь в газету и попробую объяснить ситуацию, как я ее понимаю художественно. Но поскольку меня еще не выгнали, я ничего говорить не буду. Единственное, замечу: когда берешь в выходной день Толстого, Достоевского, Бердяева или Флоренского, то понимаешь, что сегодняшнее качество текстов и качество сознания очень беллетризованно. - Много посланий от телезрителей, суть которых примерно такова: "Культурная революция" на канале "Культура" сегодня единственное ток-шоу, которое жалко пропустить. С какой командой вы работаете над созданием этой программы? - "Культурную революцию" делает телекомпания "Игра" - та самая компания, которая создает "Что? Где? Когда?". Для меня это идеальная команда, состоящая из 50 человек. Там же работает редактор Ирина Колева, с которой на канале "Культура" мы делали беседы "После новостей". - "Одну из телепрограмм вы завершили словами: "Культура - это и есть главная цензура". Это кредо министра или удачная фраза ведущего?". Вопрос от Константина Щебнева из Дмитрова. - Уверен, что это кредо любого человека, который понимает: демократические ценности совпадают с гуманистическими. В романе "Когда спящий проснется" Г.Уэллса герой после долгого сна просыпался и спрашивал: "Где же Ваше правительство?" Ему отвечают: "Какое правительство? Наше образование - наше правительство!" Сегодня, через 100 лет после написания романа, ясно, что образования, увы, недостаточно, потому что оно не предполагает душевного развития. Именно образованные люди привели ко многим трагедиям ХХ века. И я настаиваю на том, что культура и цензура должны стать синонимами. Тогда у нас есть некий шанс на развитие. - "Смотрят ли вашу программу коллеги по кабинету министров? Делает ли вам замечания по телевизионной работе Касьянов?" - интересуется пенсионер Ростопчихин из Волгограда. - Насчет того, смотрит ли Михаил Михайлович "Культурную революцию", - не знаю, а коллеги смотрят, обсуждают, дают советы. - "За время вашей работы министром как много вы потеряли друзей и обрели врагов?" - Ирина Солонкина, Пермь. - Друзей не терял, врагов нажил. У меня было очень мало друзей. А вот врагов нажил много. - Наш читатель, скромно подписавшийся "человек из хора Большого театра", спрашивает: "Считаете ли вы хоть теперь своей кадровой ошибкой назначение на пост худрука ГАБТа Геннадия Рождественского?" - Геннадий Николаевич - выдающийся маэстро. Я не считаю хотя бы временный его приход в Большой кадровой ошибкой, потому что другого перехода от команды Васильева к нынешней команде Большого театра быть не могло. Считаю, что творцов надо освободить от занятий менеджментом. Есть исключения, редчайшие, такие как Валерий Гергиев, но творцы - это творцы, а менеджеры - это менеджеры. Творцы субъективны, менеджеры обязаны быть объективными. - Вы завершили публичную переписку с Гергиевым по поводу реконструкции Мариинского театра? - Партия научила не писать коллективных или публичных писем. Но в результате этой импровизированной переписки у нас с Валерием Абисаловичем сейчас нормальные рабочие отношения. Я ему благодарен за такой публичный всплеск конфликта. Так мы очень здорово продвинули вперед ситуацию с реконструкцией Мариинского театра. Можно сказать, что это была согласованная пиаровская акция. И в тот момент, когда мы почувствуем, что опять что-то застопорится, он должен на меня "наехать", и мы опять сдвинем проблему с места. Я согласен так работать, это нормальный механизм кризисного управления. - Каковы перспективы идеи культурного фонда, основанного на акцизных отчислениях, наподобие тех, что существуют в Балтии? Такие фонды могли бы существенно улучшить финансирование культурных проектов... - Мы долго обсуждали эту тему с нашими министрами, которые возглавляют экономический блок: они противники любых форм льгот. Все кончается аналогией с печально знаменитым фондом спорта с разборками и стрельбой. Мы сейчас занимаемся подготовкой к выпуску лотереи, и я панически боюсь этого. Потому что как только начинается лотерея или создается какой-нибудь фонд, так начинается не только словесная пальба. В Правительстве считают, что любая льгота рождает криминал. Я думаю, что в ближайшие три-четыре года, пока мы не станем экономически цивилизованными, нужно настаивать на том, что все средства собираются в бюджет, а уж потом распределяются. - Вопрос от администрации города Кисловодска: "Наш город тоже готовится отметить юбилей, хоть и поскромнее чем Санкт-Петербург. Продолжит ли Минкультуры помогать нам в реставрации памятников федерального значения?". В продолжение темы: многие говорят, что от 40 до 50 процентов всего бюджета Министерства культуры на 2003 год уйдет на подготовку Петербурга к юбилею. - Петербургу столько не-додали в ХХ веке, его так уничтожали! Я иногда шучу, что сегодняшняя ситуация - это ответ москвичам за убийство Кирова. Все, что мы даем сейчас Петербургу, - это ерунда по сравнению с тем, что надо отдать этому великому городу. И если в год 300-летия Петербург что-то получит, так слава богу, потому что несопоставимы сегодня, к сожалению, по внешнему виду Москва и Питер. В Петербурге уникальные памятники культуры, и императорская столица, конечно, там. Годы и годы, десятилетия и десятилетия нужно вкладывать средства в этот город. А с Кисловодском, я думаю, будет все в порядке. Станислав Говорухин, как депутат, сделал многое для этого города и продолжает это делать с коллективной помощью, в том числе нашего министерства. - "Уважаемый Михаил Ефимович! Почему, на ваш взгляд, в состав Совета по культуре при Президенте РФ не вошла ни одна женщина? Предлагаю свою кандидатуру. А если серьезно, Михаил Ефимович, приглашаю вас посетить при удобном случае нашу замечательную библиотеку, тем более что она находится в получасе езды от Самары. Директор библиотечной информационной системы г.Новокуйбышевска Т.А. Колоколова". - Спасибо! Буду в Самаре - обязательно заеду. - Михаил Русаков из Перми: "Минобороны обратилось к вам, Михаил Ефимович, с предложением взять на финансирование кавалерийский полк, который был создан еще для съемок "Войны и мира". Вы категорически отказались, а в Минобороны решили полк ликвидировать"... - Все наоборот - это мы уговариваем Минобороны сохранить этот полк, который действительно был создан в 1964 году. С тех пор все, что в советском кино было снято про гражданскую и Великую Отечественную войну, не обошлось без участия этого полка - на счету кавалеристов работа в 900 фильмах. Но сейчас идет реорганизация Вооруженных Сил, и Минобороны предлагает нам полк забрать. Но если полк перейдет в наше ведомственное подчинение, то срочной службы для ребят-кавалеристов уже не будет. Мы готовы его финансировать, содержать, лишь бы числился в Минобороны. Это единственная кавалерийская часть сегодняшней Российской армии. И сохранить ее - святое дело. - Мы понимаем, что у министра время ограниченно, хотя вопросов осталось немало... - Я хотел бы завершить нашу беседу, подчеркнув очень важную вещь: мне кажется, что "Российская газета" имеет шанс стать газетой объективной информации в силу своего положения в обществе. Потому что сегодня, когда читаешь газеты, - видишь, чьи они, кто за этими публикациями стоит. У вас же есть редкий шанс стать газетой общества и государства. Это очень сложный путь. И я желаю вам всяческих успехов, потому что команда здесь собирается очень сильная. --------------------------------------------------------------------------------


06 апреля 2002
00:00
Поделиться