Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

60 лет народному художнику Чувашии Юрию Матросову


МАТРОСОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ - главный художник театра, народный художник ЧР, заслуженный художник Башкирии и Чувашии, лауреат премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля, лауреат Государственной премии Чувашской Республики.

Родился 9 февраля 1947 года в д. Синъял-Чурачики Чебоксарского района Чувашской Республики. С 1965 г. по 1970 г. учился на художественно-графическом факультете Чувашского пединститута им. И. Яковлева.
        В творческой биографии Матросова Ю. П. можно выделить три значительных этапа. Первый связан с Институтом «Чувашсельхозпроект», где он почти десять лет был руководителем группы архитекторов по разработке различных объектов производственного и социальнокультурного назначения в деревнях и селах нашей республики.
        Второй этап берет начало с 1981 года, когда Ю. Матросов начал работать над разработкой проектов и оформлением музейных экспозиций. Первыми крупными созданиями в этой области стали Чувашский краеведческий (ныне Национальный) музей, дважды Музей космонавтики в Шоршелах, Литературный музей К. В. Иванова в Чебоксарах. Затем были другие объекты: Мемориальный дом-музей К. В. Иванова в селе Слакбаш (Республика Башкортостан), Музей Михаила Сеспеля на родине поэта в Канашском районе, Батыревский «Музей хлеба», Красночетайский музей «Человек и природа», Яльчикский историко-этнографический музей, Шемуршинский «Музей охраны леса» и другие.
        Все названные творения Ю. Матросова свидетельствуют о том, что на сегодня он является одним из ведущих художников-дизайнеров республики в области комплексного оформления тематических музейных экспозиций и способен создавать уникальные и запоминающиеся памятники-образы по истории и культуре родного народа.
        Третий этап творческой биографии Ю. Матросова связан с искусством театра. С 1994 года он работает художником, а с 1995 г. - главным художником Чувашского государственного академического драматического театра им. К. В. Иванова. За истекшие годы им создано сценографии к более двадцати спектаклям разного жанра. Все они отличаются высоким профессионализмом и оригинальностью решения темы. На сегодня его лучшей работой на театральном поприще является сценографии к спектаклям: «Плач девушки на заре» Н. Сидорова, за которую он получил государственную премию,«Березовый тракт» И Тукташа, «Андрей Стрелок и Марья Голубка» И. Токмаковой и С. Прокофьевой, за которую он получил приз за «Лучшую сценографию» в конкурсе «Чентерле чаршав», «Конкурс» А. Галина, «Как молоды мы были…» Н. Сидорова, «Иван да Марья» В. Гольдфельда и др.
        Сквозь все творчество Ю. Матросова проходит живописная линия. Неустанные поиски в области композиционных решений, пытливое изучение пейзажной живописи разных эпох и изменение манеры письма не прошли бесследно. В итоге художник пришел к таким выразительным полотнам, как «Деревенская свадьба» и «Возвращение стада», в которых очень поэтично, а главное, без пафоса и морализаторства решил тему чувашской деревни. Особую роль в отмеченных картинах играют земля, могучие деревья и небо с пышными вечерними облаками. Сквозь гармонию всех деталей ощущается связь времен и поколений, языческая древность и настоящее нашего народа. Подобного воплощения этой темы в чувашской живописи, пожалуй, еще не было.
       Он автор проектов реконструкции Чувашского государственного академического драматического театра им. К. В. Иванова и Русского драматического театра. 
   

09 февраля 2007
Поделиться