Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

80 лет назад начались съемки первого чувашского фильма


80 лет назад, 27 сентября 1925 года, в Чебоксарах начались съемки первого чувашского кинофильма «Волжские бунтари».

Архивные документы свидетельствуют, что инициаторами этого дела были областной отдел народного образования и главный режиссер Чувашского драмтеатра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский.

В 1925 году в Чувашии, как и по всей стране, готовились к юбилею – 20-летию первой русской революции. «У чуваш в эти годы было много исторического, которое просится на экран,  - читаем в документе, - облоно считает необходимым использовать предстоящее дело на съемку кинокартины о революционном движении среди чуваш».

Сценарий был написан Максимовым-Кошкинским. В основу его положено выступление крестьян села Исмели (ныне Октябрьское Мариинско-Посадского района) в 1906 году.

Никакой базы для создания кинофильмов в молодой республике, конечно, не было. Началась усиленная переписка с кинофабриками Москвы, Ленинграда, Харькова. Откликнулось «Севзапкино» - Северо-Западное областное управление по делам фотографии и кинематографии, находящееся в Ленинграде. 31 августа 1925 года между ним и ЦИК ЧАССР был заключен договор, согласно которому большую часть расходов по фильму брало на себя «Севзапкино» и, соответственно, ставило такие условия: режиссера и актеров подбирало «Севзапкино», доходы от эксплуатации фильма вне республики забирало себе, а для Чувашии изготовляло один экземпляр с чувашскими титрами.

Съемки  проводились, в основном, в Чебоксарах и его окрестностях. Режиссером был П.П. Петров-Бытов, впоследствии известный советский кинорежиссер, автор фильмов «Пугачев», «Разгром Юденича» и др. Главные роли исполнял актеры, набранные «Севзапкино». В эпизодах снимались и чувашские артисты: И. Максимов-Кошкинский, К. Егоров, И. Рублев и Тани Юн, сразу блеснувшая в маленькой роли матери. В массовых сценах участвовали крестьяне из окрестных деревень, воспитанники Чебоксарской школы-коммуны. Для съемок была использована церковная утварь из закрытых в то время монастырей. Фильм вышел под совместной маркой «Севзапкино» и «Чувашкино», хотя официально «Чувашкино» было оформлено только в декабре 1927 года.

Демонстрация фильма в Чебоксарах началась 22 июня 1926 года и совпала с днями ежегодных ярмарок.

Картину показывали в здании Чувашского театра. Приезжие крестьяне буквально осаждали театр, вся свободная территория вокруг была заставлена их телегами. Вот что писала газета «Канаш» в эти дни: «Фильм «Волжские бунтари» рассказывает о жизни чуваш, об их делах и обычаях в незабываемых художественных картинах. Он состоит из пролога, эпилога и 8 частей. Кроме показа событий 1905-1907 гг. здесь с большой достоверностью изображены некоторые бытовые подробности и обряды, например, «Чÿк», «Акатуй» и т.д. Картина имеет большое значение в деле поднятия культурного и политического уровня чувашского крестьянства…».

Позднее с помощью кинопередвижки картину начали показывать и в деревнях. Сохранились отзывы крестьян о ней:

- деревня Эльбарусово Мариинско-Посадского района: «Картина больше всех понравилась старикам, которые видели эти события в Бичуринской волости своими глазами»

- деревня Нижеры: «Особенно публика заинтересовалась бытовой стороной картины. Поучителен домашний способ лечения ребенка»

Были и критические замечания. Так, зрители села Бичурино отмечали: «Некоторые факты в картине неправдоподобны. Например, показаны выстрелы из пушки на Исмелевском базаре, чего на самом деле не было. Местность в картине не соответствует действительному месту происшествия. Любовный роман с Николаевым был не в таком виде».

Прототипом героя фильма считался Т. Николаев (Хури)-эсер, деятель чувашского национально-освободительного движения (1878-1918), расстрелянный большевиками в Казани.

Во втором фильме «Сарпике», который начали снимать в 1926 году, главные роли исполняли и чувашские артисты – Тани Юн и И. Максимов-Кошкинский. К съемке третьего фильма, «Черный столб», И. Максимов-Кошкинский привлек еще больше чувашских артистов, а сам выступил как режиссер-постановщик. Четвертый фильм «Ял» ("Вихрь на Волге") ставился почти исключительно силами национальных кадров. В 1930 году началась демонстрация пятого фильма, «Апайка», в этом же году был снят фильм «Священная роща». Он оказался последним для «Чувашкино». Осенью 1930 года студия влилась во вновь организованное «Востоккино» и прекратила свое существование. Последний чувашский фильм, «Помни», уже в производстве «Востоккино» вышел в 1932 году.

К сожалению, чувашские кинокартины, кроме некоторых частей «Священной рощи» и «Вихри на Волге», не сохранились.

Но так или иначе работа «Чувашкино» останется одной из ярких страниц в истории культуры чувашского народа.

 

В.Питернова,

главный специалист РГУ "Государственный исторический архив Чувашской Республики"

26 сентября 2005
Поделиться