Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

(в ред. Законов ЧР от 14.02.1997 N 1, от 23.10.2000 N 25)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике.

Образование в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и нормами международного права.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Чувашская Республика провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Чувашской Республики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом, и Республиканская программа развития образования, утверждаемая законом Чувашской Республики.

3. Республиканская программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

4. Доклад Кабинета Министров Чувашской Республики о ходе реализации Республиканской программы развития образования ежегодно представляется Государственному Совету Чувашской Республики и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования в Чувашской Республики основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) признание единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании, свобода выбора языка обучения;

6) демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Чувашской Республики в области образования

1. Законодательство Чувашской Республики в области образования включает в себя Конституцию Чувашской Республики, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики в области образования.

2. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Статья 4. Задачи законодательства Чувашской Республики в области образования

Задачами законодательства Чувашской Республики в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образования в Чувашской Республике;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан в области образования

1. Гражданам Российской Федерации, проживающим в Чувашской Республике, гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или муниципальном образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом, а также законодательством Чувашской Республики при дополнительном финансировании из республиканского бюджета.

6. Чувашская Республика создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Чувашская Республика оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования в Чувашской Республике регулируются Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" и Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике".

2. Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, имют право на получение основного общего образования на государственных языках Чувашской Республики, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Чувашская Республика обеспечивает создание условий для дошкольного, начального общего, основного общего образования на русском и чувашском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке.

3. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

4. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение государственных языков Чувашской Республики регламентируется Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" и государственными образовательными стандартами.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. В Чувашской Республике реализуются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально - региональный (республиканский) компоненты.

Чувашская Республика в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает национально - региональный компонент государственных образовательных стандартов.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения национально - регионального (республиканского) компонента государственных образовательных стандартов определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

4. Национально - региональный (республиканский) компонент государственных образовательных стандартов разрабатывается на конкурсной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

5. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации и Чувашской Республике представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Чувашской Республике реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

а) общеобразовательные (основные и дополнительные);

б) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 11. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 11-1. Негосударственные образовательные организации

1. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Законом, регулируется иными законодательными актами Чувашской Республики и законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 12-1. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 12-2. Национальные образовательные учреждения

Национальным образовательным является учреждение, реализующее образовательные программ, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции. Содержание образования и воспитания в национальном образовательном учреждении определяется наличием в государственном образовательном стандарте национально - регионального (республиканского) компонента.

Развитие национального дошкольного образовательного учреждения и национального общеобразовательного учреждения определяется концепцией их возрождения и развития, утверждаемой Кабинетом Министров Чувашской Республики. Национальное общеобразовательное учреждение открыто для интеграции в себе иных этнокультур.

Кабинет Министров Чувашской Республики оказывает содействие чувашским дошкольным образовательным и общеобразовательным учреждениям, находящимся за пределами республики, в подготовке педагогических кадров, разработке учебных программ и обеспечении учебно - методическими комплектами.

Статья 12-3. Сельские образовательные учреждения

1. Сельским образовательным учреждением является образовательное учреждение, расположенное в сельских населенных пунктах, осуществляющее образовательный процесс в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Законом.

2. Органы государственной власти Чувашской Республики, органы управления образованием, органы местного самоуправления осуществляют дополнительные меры по развитию общеобразовательных учреждений на селе, укреплению их учебно - материальной базы и комплектованию педагогическими кадрами.

3. В сельских населенных пунктах Чувашской Республики при наличии детей, подлежащих обучению в общеобразовательном учреждении начального общего образования, независимо от их количества, создаются образовательные учреждения соответствующего типа, а также комплексы образовательных учреждений начального общего и дошкольного образования. Самостоятельный класс - комплект в общеобразовательном учреждении начального общего образования открывается при наличии в классе 5 и более обучающихся.

4. При сельских образовательных учреждениях открываются интернаты для проживания учащихся из населенных пунктов, расположенных на расстоянии трех и более километров от школы. В случае отсутствия или невозможности открытия интернатов, органы местного самоуправления обеспечивают сельские образовательные учреждения транспортом для перевозки детей в образовательное учреждение и обратно, а при необходимости обеспечивают учащихся бесплатными проездными билетами для проезда на междугородном автомобильном транспорте или железнодорожном транспорте.

5. За сельским образовательным учреждением закрепляется земельный участок в бессрочное безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики для организации учебы и ведения подсобного сельского хозяйства.

6. Органы местного самоуправления обеспечивают сельские образовательные учреждения в учебных и производственных целях сельскохозяйственной техникой и инвентарем, оборудованием, запасными частями и горюче - смазочными материалами.

7. Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодно устанавливает квоту приема выпускников сельских образовательных учреждений Чувашской Республики в учреждения среднего и высшего педагогического профессионального образования Чувашской Республики в соответствии с потребностями Чувашской Республики в педагогических кадрах для сельских образовательных учреждений.

Статья 13. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие гражданского общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватной мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры и других социальных институтов, создает соответствующую воспитательную систему.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

5. Научно - методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Абзац первый исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственное и муниципальное образовательное учреждение на ступени начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения.

5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Чувашская Республика гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.

3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

5. Предельный возраст обучающего для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

6. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

7. Решением органа управления образовательного учреждения по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет. Решение об исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимаются с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ

1. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.

Статья 21. Профессиональная подготовка

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

2. Чувашская Республика в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно - производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Статья 22. Начальное профессиональное образование

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессиональных училищах и иных образовательных учреждениях данного уровня).

Статья 23. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Статья 24. Высшее профессиональное образование

1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.

4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Статья 26. Дополнительное образование

1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Статья 27. Документы об образовании

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Документ заверяется печатью образовательного учреждения.

2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

5. В Чувашской Республике устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

6. Лицам, не завершившим образование данного уровня выдается справка установленного образца.

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 28. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 29. Компетенция органов государственной власти Чувашской Республики в области образования

1. Президент Чувашской Республики определяет и осуществляет политику в области образования, не противоречащую политике Российской Федерации в области образования, в соответствии с Конституцией Чувашской Республики.

2. В компетенцию Государственного Совета Чувашской Республики в области образования относятся:

1) разработка законопроектов, принятие законов в области образования и внесение изменений и дополнений в соответствующие законы;

2) утверждение республиканской программы развития образования;

3) утверждение республиканского бюджета Чувашской Республики в части расходов на образование;

4) установление республиканских налогов и сборов на цели образования;

5) установление республиканских нормативов финансирования образования;

6) согласование вопросов по созданию, реорганизации и ликвидации государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, с государственными органами управления образованием Российской Федерации.

3. К компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики в области образования относятся:

1) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;

2) разработка республиканских программ развития образования с учетом национальных и региональных социально - экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, контроль за их реализацией;

3) формирование бюджета в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

4) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально - технического обеспечения;

5) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (в установленном законом порядке);

6) установление национально - региональных (республиканских) компонентов государственных образовательных стандартов;

7) разработка республиканских нормативов финансирования образования;

8) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

9) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

10) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

11) согласование вопросов по созданию, реорганизации и ликвидации государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, и контрольных цифр приема студентов в высшие и средние профессиональные учебные заведения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, с государственными органами управления образованием Российской Федерации;

12) общие вопросы высшего и послевузовского профессионального образования в пределах своей компетенции;

13) издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

1. Установленная статьями 29 и 37 настоящего Закона компетенция в области образования органов государственной власти Чувашской Республики и государственных органов управления образованием является исчерпывающей и не может быть изменена иначе, как законом.

2. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти Чувашской Республики регулируется Конституцией Чувашской Республики и настоящим Законом.

3. Государственные органы управления образованием Чувашской Республики не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.

4. Государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Чувашской Республики любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора.

Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

1. Органы местного самоуправления ответственны за:

реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования;

ежегодную публикацию среднестатичестических показателей о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях, федеральным и местным требованиям.

2. К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования систем образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры, полномочий, назначение и увольнение по согласованию с Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

3. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством Чувашской Республики.

4. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, устанавленном уставом муниципального образования.

5. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Статья 32. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 33. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 34. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 35. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 36. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 37. Органы управления образованием в Чувашской Республике

1. В Чувашской Республике создаются и действуют государственные и муниципальные органы управления образованием.

2. Государственные органы управления образованием в Чувашской Республике создаются в соответствии с действующим законодательством.

3. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

4. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной и Республиканской программ развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

5. К компетенции государственных органов управления образованием Чувашской Республики в обязательном порядке относятся:

1) разработка и реализация целевых республиканских программ в области образования;

2) разработка национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

3) государственная аккредитация образовательных учреждений (по поручению федеральных и ведомственных государственных органов управления образованием), содействие их общественной аккредитации;

4) проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

5) формирование структуры системы образования;

6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

7) создание республиканского фонда стабилизации и развития образования;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) разработка республиканских нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально - технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

10) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

11) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

12) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в республике;

13) контроль исполнения законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования;

14) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

15) согласование содержания национально - региональных (республиканских) компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования с государственными органами управления образованием Российской Федерации.

16) обеспечение образовательных учреждений в местах компактного проживания чувашского населения за пределами Чувашской Республики учебно - методическими комплектами на основе соглашений с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

6. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

Статья 38. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 39. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования

1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации в Чувашской Республике образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

2. Чувашская Республика гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 12 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей республиканского и местного бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

3. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно - правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Чувашской Республики. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяют законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях.

(в ред. Закона ЧР от 23.10.2000 N 25)

5. Чувашская Республика предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.

6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

7. Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых республиканскими (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессианального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

9. Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

3. Республиканские нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются республиканским законом, принимаемым одновременно с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной год, и не могут быть ниже федеральных нормативов финансирования образовательных учреждений.

4. Республиканские и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

5. Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

7. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

8. Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

10. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Прием обучающихся в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмета, государственного и муниципального управления по договорам с физическими лицами, а также негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями не может составлять более 25 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). Данная норма не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров.

Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования

1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Финансирование государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, учредителями которых являются органы государственной власти Чувашской Республики, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. В случае введения Чувашской Республикой национально - регионального (республиканского) компонента государственного образовательного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Абзац второй исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и прядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

6. Для организации социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, создается специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита.

Абзац второй исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 43. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 44. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 45. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 46. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 47. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 48. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 49. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ

ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации в Чувашской Республике имеют право на выбор образовательного учреждения и форм получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на: получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам; ускоренный курс обучения; бесплатное пользование библиотечно - информационными ресурсами библиотек; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; участие в управлении образовательным учреждением; уважение своего человеческого достоинства; свободу совести, информации; свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники образовательных учреждений независмо от их организационно - правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

7. Граждане Российской Федерации в Чувашской Республике имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно - воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико - социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан, содержащихся в воспитательно - трудовых и исправительно - трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивают перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

18. В случае прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.

В этом случае полученные студентами (независимо от продолжения ими обучения в другом образовательном учреждении) суммы личного государственного образовательного кредита на текущий учебный год с них не взыскиваются.

19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

20. Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

21. Исключен. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

22. Государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей - сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санитарного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

3. Педагогические работники и обслуживающий персонал образовательных учреждений обязаны проходить предварительный и периодический медицинские обследования.

Медицинские обследования работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проводятся бесплатно в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения.

Медицинские обследования работников негосударственных образовательных учреждений проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.

7. Ответственность за создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и уставом данного образовательного учреждения.

Статья 52. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 53. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений

1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

2. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.

3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются на уровне:

для педагогических работников из числа профессорско - преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для иных работников образовательных учреждений - средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается.

Статья 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.

9. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

10. Специалистам образования, работающим на селе, согласно Закону Чувашской Республики "О социальной политике на селе и развитии сельских населенных пунктов" установлены повышенные на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки. Специалистам образования, работающим в образовательных учреждениях районных центров, расположенных в поселках городского типа, в городах районного значения, а также городов Алатыря, Канаша, Шумерли, обслуживающих сельское население, установлены надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам в размере двадцати пяти процентов.

11. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.

12. На работников учебных и научных лабораторий, учебно - производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.

13. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно - консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

2. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации.

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 57. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Статья 58. Исключена. - Закон ЧР от 23.10.2000 N 25.

Председатель Верховного Совета

Чувашской Республики

Э.КУБАРЕВ

г. Чебоксары

28 января 1993 года

 

 

Закон
28 января 1993 года
21 января 2004 года
Поделиться