Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Миссионер Даниил Филимонов


22.12.2005 00:00 — 22.12.2005 00:00

22 (10) декабря исполнилось 150 лет со дня рождения священника, педагога и общественного деятеля Филимонова Даниила Филимоновича, чьи миссионерские проповеди обратили многих чуваш от язычества к православию.

О том, какими  мерами он этого предлагал достигать и достигал, рассказывают документы Государственного исторического архива Чувашской Республики.

Многие этнические самоназвания вплоть до начала XX века считались чем-то вроде унизительных кличек. Но, сам чуваш и практически всю жизнь проживший среди чувашских крестьян, отец Даниил, будучи благочинным третьего округа Бугульминского уезда Самарской епархии, в 1914 году писал в Самарскую Духовную консисторию: «Уверяю, что слово «чувашин» для меня не унизительное, а напротив, самое дорогое, милое слово, потому что я родился действительно от чуваш чистокровных; во мне нет ни одной капли иноплеменной крови», однако «дух мой, его интересы и потребности чисто русские, потому что мои духовно-нравственные силы и умственные способности, все мои духовные награды с малых лет воспитаны и направлены по-русски русско-христианскими средствами».

Прекрасно зная культуру, систему ценностей и религиозных взглядов чувашей, Даниил Филимонович считал, что язычников-чувашей необходимо приобщать к русской нравственной культуре.

Так, в докладе «О религиозно-нравственном воспитании народа» на Общечувашском съезде духовенства и мирян в Казани в 1918 году Филимонов предлагал ряд мер, способствующих развитию в чувашах религиозно-нравственных качеств. Это, во-первых, перевод религиозных поучений и церковных служб на чувашский язык, ибо только «родной язык оказывается самым необходимым орудием православия», нужно дать инородцам возможность «слышать богослужение и воспринять истины христианского вероучения на родном языке и таким образом слиться им воедино с коренным русским народом».

Во-вторых, необходимо внешкольное обучение народа началам христианской веры и нравственности.

Отец Даниил считал, что в связи с запрещением советской властью преподавания в школах Закона Божия, на духовных пастырей ложится важный долг - проповедями оказывать «благотворное воспитательное воздействие».

В качестве тем для проповедей он предлагал злободневные общественные проблемы: пьянство, мелочность и жадность, эгоизм, зависть, легкомыслие и т.п. Предлагалось и «образование начальных народных школ с религиозной направленностью», однако с появлением декрета об отделении школы от церкви это становилось невозможным делом.

Одной из действенных мер Филимонов считал распространение книг и брошюр среди чуваш на родном языке.

Обосновывая пользу переводов, он отмечал: «инородцы, обращенные в христианство, нуждались и нуждаются в духовных книгах. Между тем книги на русском языке для огромного большинства их совершенно не понятны».

По этой причине сотрудниками Самарской переводческой подкомиссии осуществлялись переводы на чувашский язык не только религиозной, но и хозяйственно-бытовой, медицинской, учебной литературы: «О беременности и родах», «О пчеловодстве», «Куры и уход за ними», «Вред табачного курения», «Беседы против пьянства», «Царь-Освободитель Александр II» и многие другие.

Немаловажное значение отец Даниил придавал главным, по его мнению, «рассадникам» христианского просвещения в народе - монастырям.

Проповедуя христианскую веру не только словом, но и делом, наглядным примером, они призваны «заслуживать уважение к себе и вызывать подражание».

Особо положительное влияние видел он в устройстве при обителях больниц для оказания бесплатной медицинской помощи, богаделен и приютов.

Большие надежды возлагал Филимонов на Александринскую чувашскую женскую общину, в основании которой в 1896 г. он принимал непосредственное участие: «Эта обитель пока маленькое зерно, из которого со временем должно вырасти большое дерево».

Даниил Филимонов считал себя счастливым человеком, ведь ему пришлось быть свидетелем и принимать участие в духовном возрождении родного народа.

Иначе он не мог поступить, поскольку считал: «кто истинно любит свой народ и желает бескорыстно поработать для него, тот пусть хлопочет не об одном только материальном благополучии его, но наипаче же о религиозно-нравственном усовершенствовании».

 

О.В. Александрова,

ведущий специалист РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики»

62-14-95