Традиционные конфессии народов Чувашской Республики
I.Православие. Православное христианство начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI в. Но распространение его среди инородцев шло очень медленно, они оставались приверженцами своих традиционных религий. С середины XVIII в. началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70 годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками. Лишь с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы к христианству склонилось большинство местного населения.
До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты.
В настоящее время на территории Чувашии действуют 217 православных храмов. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике на 31 декабря 2007 года на территории республики зарегистрированы 197 православных приходов, Чебоксарское Епархиальное Православное Духовное Училище, подворье «Рождественский скит» Свято-Троицкого мужского православного монастыря (г. Алатырь), 7 православных монастырей (в т. ч. 4 женских и 3 мужских):
1. Православный Иверский Богородицкий женский монастырь (с. Шерауты Комсомольского района);
2. Спасо-Преображенский православный женский монастырь (г. Чебоксары);
3. Александро-Невский православный мужской монастырь (местечко Малые Каршлыхи Моргаушского района);
4. Свято-Троицкий православный мужской монастырь (г. Чебоксары);
5. Тихвинский Богородский православный женский монастырь (г. Цивильск);
6. Свято-Троицкий православный мужской монастырь (г. Алатырь);
7. Киево-Николаевский Новодевичий православный монастырь (г. Алатырь).
II. Ислам. Проникновение ислама имело место в булгарский период (X-XII вв.), продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV-XVI вв.). Часть чувашского населения в тот период приняла ислам. В настоящее время он распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. До революции на территории Чувашии действовало 38 мечетей. За годы Советской власти было закрыто 36 из 38 мечетей.
Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики образовано в мае 1994 года в с. Шыгырдан Батыревского района под каноническим управлением Центрального Духовного Управления Мусульман России (находится в г. Уфа Республики Башкортостан, руководит Верховный муфтий Шейхуль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин). Председателем со дня его образования является муфтий Альбир-хазрат Крганов, а с ноября 2005 года он одновременно назначен первым заместителем Верховного муфтия, Председателя Центрального Духовного Управления Мусульман России.
III. Традиционная чувашская вера (язычество) являлась разновидностью зороастризма и представляла собой сложную систему верований. В ней было немало древних элементов, связанных с почитанием сил природы, принимаемых за различные божества, для нее был характерен дуализм - добрым богам и божествам во главе с всевышним богом Сюльди-Торой противостояли злые божества и духи во главе с дьяволом Шуйтаном. Христианское духовенство строго преследовало последователей традиционной религии. Но и крещеные чуваши продолжали тайно проводить свои моления и другие обряды. К настоящему времени в Чувашской Республике сохранились сильно видоизмененные реликты отдельных культов и некоторые элементы древней обрядности. Лишь в некоторых чувашских диаспорах некрещеные чуваши придерживаются канонов своей древней религии. Часть интеллигенции стремится возродить традиционные верования. В Чувашии зарегистрировано одно объединение этнических верований чувашей (Природная экологическая организация «Академия Чувашской Духовности» (язычество) (зарегистрирована 20 октября 1999 г.).
* * *
Важнейшим фактором, сыгравшим на сохранение и развитие этноса в христианизации, было то, что чувашам при крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши - единственный тюркский народ, исповедующий православие. Следует особо подчеркнуть и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.