Административные меры по обеспечению сохранности ОКН
Президентом Российской Федерации 7 мая 2013 г. подписан Федеральный закон № 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Закон), предусматривающий усиление административной ответственности за нарушения требований законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия. Закон вступил в силу 7 августа 2013 г.
Законом не только актуализированы положения КоАП с учетом изменений, внесенных в законодательство об охране объектов культурного наследия, но и введены ключевые новации, позволяющие поставить работу по предупреждению и пресечению правонарушений в указанной сфере на качественно новый уровень. При этом именно за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия предусматриваются самые крупные в рамках КоАП штрафы (до 60 млн. руб.).
Так, Законом исключена дифференциация ответственности за нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в зависимости от их категории историко-культурного значения. Новая редакция статьи 7.13 КоАП устанавливает равную ответственность за нарушения, совершенные как в отношении объектов культурного наследия федерального значения, так и в отношении объектов культурного наследия регионального (местного) значения. Штрафные санкции, налагаемые на юридических лиц, составляют от 200 тыс. до 5 млн. руб., в отношении особо ценных объектов – от 1 до 20 млн. руб., в отношении выявленных объектов культурного наследия – от 100 тыс. до 1 млн. руб.
Ранее данная статья предусматривала ответственность за совершение правонарушений только в отношении объектов культурного наследия федерального значения (штраф – от 20 до 30 тыс. руб.) и выявленных объектов культурного наследия (штраф – от 10 до 20 тыс. руб.). Ответственность за аналогичные правонарушения в отношении объектов культурного наследия регионального (местного) значения устанавливалась законами субъектов Российской Федерации (например, в Чувашской Республике – от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда).
В каких случаях применяется статья 7.13?
Во-первых - при выполнении работ по реставрации объектов культурного наследия без разрешения и задания на проведение работ по сохранению ОКН, выданных Минкультуры Чувашии (т.е. если будут установлены нарушения в порядке, установленного ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ);
во-вторых, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия выяснится, что к работам допущены юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия либо в лицензии отсутствуют выполняемые виды работ. По данным нарушениям к административной ответственности имеет право привлечь Минкультуры России, его территориальные органы и органы прокуратуры (п. 3 ст. 45);
в-третьих, при непредставлении либо несвоевременном представлении лиц, осуществлявших научное руководство проведением работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Такие документы должны представляться в орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, со дня завершения работ на ОКН в трехмесячный срок (п. 6 ст. 45).
Здесь я хочу отметить, что данная работа проводится практически всеми организациями, поскольку без представления научного отчета приемку работ по сохранению объекта культурного наследия Минкультуры Чувашии не осуществляет;
в-пятых, при не соблюдении режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия (ст. 46) и несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия (на основании проекта зон охраны);
в-шестых, при отсутствии у собственника ОКН или пользователя этим объектом охранного обязательства либо при несоблюдении собственником и пользователем условий охранного обязательства, включающие в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению (п.4 ст. 48 или п.5 ст. 55);
в-седьмых, при отсутствии в договоре аренды ОКН, заключенному между собственником и арендатором, сведений об особенностях, составляющих предмет охраны данного ОКН, и требования к сохранению объекта культурного наследия (п.2 ст. 55);
в-восьмых, при отсутствии на территории памятника информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия (ст. 27).
Безусловно самым распространенным нарушением является проведение работ на ОКН без соответствующего разрешения и задания на проведения работ по сохранению ОКН с уполномоченным республиканским органом, осуществляющим охрану объектов культурного наследия, т.е. Минкультуры Чувашии.
Второе место, на наш взгляд, занимает отсутствие информационных надписей и обозначений. При этом применение ответственности на пользователя за непринятие мер по установке информационных надписей считаем незаконным, поскольку обязанность по установке информационных надписей и обозначений законом возлагается только на собственника.
На практике также часто встречаются нарушения лицензионных требований. Зачастую у реставрационных организаций в перечне работ, составляющих деятельность по сохранению ОКН, не содержаться необходимые виды работ либо разрешения получают организация на те работы, которые отражены в лицензии, а фактически выполняются и те работы, которые не указаны в лицензии.
Результат выполнения работ без необходимой лицензии приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по капитальному ремонту, реконструкции объектов культурного наследия, в том числе, связанной со строительством мансард, перепланировкой, возведением новых этажей и пристроек.
В штате юридического лица, проводившего реставрацию, должны быть работники, обладающие профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия и удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, установленным разделом "Реставрационные работы" выпуска 57 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.03.2008 N 135);
Важное изменение внесено в статью 7.14 КоАП. Законом вводится административная ответственность не только за непосредственное проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, но и за организацию таких работ. Это позволит привлекать к ответственности не только исполнителей, но и заказчиков этих работ, в связи с чем у реальных инициаторов правонарушения исчезнет возможность спрятаться за подрядчика. Штрафные санкции на юридических лиц по указанной статье составляют от 100 тыс. до 1 млн. руб. (ранее – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.).
Сюда можно отнестиосуществление проектирования и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия (п. 4 ст. 35).
в том числе незаконные работы на территории объекта археологического наследия по возведению новых капитальных и некапитальных строений, земляные работы по прокладке водопровода, электрокабеля и другие незаконные работы.
В дополнение к действующей в настоящее время уголовной ответственности физических лиц за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (статья 243 Уголовного кодекса Российской Федерации) впервые за совершение данных правонарушений установлена административная ответственность юридических лиц (статья 7.14.1КоАП). Данной статьей предусматриваются максимальные штрафы – до 20 миллионов рублей.
Статьей 7.14.2КоАП впервые введена ответственность за неисполнение заказчиком или исполнителем работ обязанности по приостановлению земляных, строительных и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность (ст. 37). Штрафные санкции на юридических лиц за совершение указанных деяний составляют от 200 тыс. до 5 млн. руб.
Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
Данная статья применяется в случае невыполнения физическим лицом, получившим разрешение (открытый лист) требований, изложенных в пп. 2, 6, 11,12 ст. 45.1, т.е. без открытого листа, если это не подпадает под уголовную статью (ст. 243.2);
Если физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ не представило в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), не проинформировало в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта Минкультуры Чувашии и не направлено в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.
В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.
Либо при использовании специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов (ст. 45.2)
Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения
в случае нарушения режима содержания земель историко-культурного назначения (п.3 ст. 52);
Законом увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия с двух месяцев до одного года, а также введена возможность проведения по фактам данных нарушений административного расследования (в течение одного месяца с возможностью продления еще на один месяц).
Эти принципиальные изменения позволят, во-первых, обеспечить неотвратимость наказания в отношении правонарушителей, уклоняющихся от получения процессуальных документов и иным образом затягивающих производство по делу.
Во-вторых, проведение административного расследования позволит установить все обстоятельства административного правонарушения, обеспечить их фиксацию, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, в том числе путем проведения экспертизы, установления свидетелей, их допроса. Причем издержки по делу в случае признания лица виновным возлагаются на это лицо.
Кроме того, проведение расследования позволит применять меры обеспечения производства по делам, в том числе налагать до момента принятия решения по делу арест на орудия совершения правонарушения, в частности на строительную технику, используемую для производства незаконных работ на объекте культурного наследия, его территории или в зоне охраны.
Штрафные санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания увеличены до 500 тыс. руб., а при повторном невыполнении – до 1 млн. руб. (части 18 и 19 статьи 19.5 КоАП).
Помимо штрафа, в качестве возможной санкции предусматривается также дисквалификация должностных лиц – потенциально мощный превентивный инструмент, позволяющий лишать должностное лицо на срок от шести месяцев до 3 (трех) лет права замещать должности государственной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Кроме того, Законом предусмотрены и иные новации, в частности:
введена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда объекту культурного наследия либо уничтожение объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 7.13 КоАП);
рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны объектов культурного наследия передается судьям районных судов.
Действия законодателя в части ужесточения мер, направлены, прежде всего, на обеспечение сохранности объектов культурного. Это одна из ключевых, актуальных и необходимых на сегодняшний день мер по сохранению исторического облика городов Российской Федерации.