13.04 О реализации Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению»

Слайд 1. Тема выступления.

В республике реализуется ряд инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, промышленности, других отраслей экономики – как в рамках национальных проектов, государственных и республиканских программ, так и государственно-частного партнерства. Очевидно, что работы будут продолжены в ближайшие годы.

Слайд 2. 73-ФЗ

Минкультуры Чувашии является органом охраны объектов культурного наследия и руководствуется требованиями федерального закона №73. Министерство выполняет также переданные федеральные полномочия по охране объектов культурного наследия федерального значения. Напомню, что все объекты археологии, в том числе вновь выявленные, являются памятниками федерального значения.

Поэтому для нас важно не создавать сложностей при проведении планируемых инвестиционных проектов, не нарушая при этом требований законодательства в сфере охраны объектов культурного  наследия.

Слайд 3. Важные изменения

Информирую, что в последние месяцы внесен ряд важных изменений в федеральных нормативных актах.

Главное из них в том, что 31 декабря 2019 года Правительством России как одно из условий для выдачи положительного заключения государственной экспертизы по ПСД указано наличие акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.

С другой стороны, постановлением Правительства РФ от 10 марта 2020 г. 259:

во-первых, сокращается с 45 до 15 рабочих дней максимальный срок рассмотрения и согласования акта экспертизы органом охраны. В этот срок входит и обязательное общественное обсуждение результатов акта экспертизы на сайте Министерства (сокращено с 15 до 7 рабочих дней).

во-вторых, упрощается порядок проведения экспертизы (допускается проведение экспертизы той части земельного участка, которая непосредственно подлежит воздействию работ);

 

Слайд 4. Механизм взаимодействия.

В законе прописан механизм взаимодействия заказчика/застройщика и уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия.

Он представлен на слайде.

Проектным организациям Чувашской Республики, а органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо его учитывать при выполнении инвестиционных проектов, закладывать достаточный срок и предусматривать средства на проведение историко-культурной экспертизы.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения о возможности проведения работ на этих земельных участках. Его готовит аттестованный эксперт.

Министерство рассматривает два вида запросов от заинтересованных организаций:

  1. о предоставлении сведений о наличии или отсутствии объектов археологии на земельных участках;
  2. если нет сведений, то заключение о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.

Запросы, к сожалению, поступают в Министерство лишь на стадии завершения государственной экспертизы ПСД. Необходимо, чтобы историко-культурная экспертиза проводилась в начале работ, так чтобы не задерживать в самый последний момент процесс получения экспертизы ПСД.

Обращаю внимание, что изменения в законодательстве делают невозможной его обойти кому бы то ни было и толковать его как-либо иначе.

Слайд 5. Информация о проведенных экспертизах

Историко-культурная экспертиза проводится аттестованными Министерством культуры Российской Федерации экспертами. В Чувашской Республике в последние годы экспертизу проводили эксперты из Йошкар-Олы, Саратова, Казани и Нижнего Новгорода. В Чувашской Республике аттестованных экспертов нет, но археологи Чувашии работают с экспертами из Йошкар-Олы, Саратова, Москвы, Казани.

Самая полная и оперативная информация об аттестованных государственных экспертах по проведению Государственной историко-культурной экспертизы размещена на  официальном сайте Минкультуры России в разделе «Открытые данные».

Слайд 6. Археологи.

Историко-культурная экспертиза проводится на Технический отчет по археологическому обследованию земельного участка, подготовленный профессиональными археологами, имеющими разрешение (Открытый лист), выданное также Министерством культуры Российской Федерации.

К сведению: в Чувашской Республике работают всего 7 профессиональных археологов, имеющих такое право, 6 из них работают в государственных учреждениях:

Из этого списка следует, что только один является индивидуальным предпринимателем, входит в Чувашское региональное отделение Всероссийского общества охраны  памятников истории и культуры и, будучи освобожденным от обязанностей по трудовому договору, может полностью посвятить себя археологическим исследованиям.

Слайд 7.

Информация о выданных разрешениях (Открытых листах) на проведение археологических работ размещается на официальном сайте Минкультуры России в разделе «Открытые данные». Он на слайде.

Слайд 8. 3-х томник 

Недостаточное финансирование, узкий круг археологов может негативно сказаться на развитии археологии Чувашии. Об этом было сказано и в ходе одного из заседаний Совета по развитию гуманитарных наук Чувашской Республики. В 90-х годах XX века полевые исследования в Чувашии почти не проводились. В 2001 году в Чувашском гуманитарном институте был воссоздан отдел археологии в составе 3-х научных сотрудников, разработана концепция развития археологической науки Чувашии. Совместно с вузами ЧГУ и ЧГПУ начата планомерная работа по подготовке кадров археологов, работу конечно, необходимо было бы продолжить.  

В целом, по признанию специалистов, территория Чувашии с точки зрения археологии изучена недостаточно,  археологическую разведку с целью выявления и дальнейшего сохранения новых историко-культурных памятников необходимо продолжать. При отсутствии действий со стороны государства этим будут заниматься и уже занимаются так называемые «черные» археологи.

Предлагается организовать планомерную и опережающую работу по археологическому исследованию территории республики для научных целей. В таком случае участки для исследования в рамках выполнения ежегодного государственного задания (например, Института гуманитарных наук) в некоторой части можно было бы коррелировать с планами инвестиционного развития республики. На основании имеющихся кратких научных докладов выдача формы №1 об отсутствии на участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, могло бы происходить гораздо быстрее.

 

Прикрепленные файлы

презентация
Скачать
(pptx,   1,02 Mb)