Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Художник Праски Витти встретился с поклонниками своего творчества

Художник Праски Витти встретился с поклонниками своего творчества

Недавно на своей выставке "ЧУВАШСКАЯ ПЕСНЯ. Живопись, эмали, графика" Виталий Петров (Праски Витти) встретился с любителями и исследователями изобразительного искусства, чтобы поговорить о картинах, о жизни и творческой истории, которая с ними неразрывно связана и важна для понимания многих деталей - и конечно ответить на вопросы, коих у внимательных зрителей возникает великое множество.

Студентов-культурологов, которые пришли на встречу в рамках программы "Пушкинская карта", волновало значение символов, некоторых повторяющихся образов в работах художника - одним своим появлением они отсылают к целым пластам народной культуры и мифологическим сюжетам, значимым для автора. Что значат, например, маски, часто появляющиеся на лицах юношей и девушек? 

"Девушки "такого возраста" всегда мужика крутят. Спросишь, где живёт, скажет, в Новоюжке, хотя дом рядом. Зовут Наташа, а скажет, Таня. Это не про кого-то конкретно, это психология возраста такая. Так и эдак поворачивает, проверяет. Ну и парень тоже - не с открытым лицом", - ухмыляясь, рассказывает художник. 

Рассечённые головы героев воплощают миф об Андрогине - автору близка идея, что Бог создал одного, целостного человека, а потом в гневе рассек его, и теперь мы ищем свою половинку, пытаясь узнать в толпе, задаваясь вопросом "я ли это?". Многочисленные волчицы напоминают легенду о предках всех тюркских народов: почти уничтоженные китайцами, они спаслись лишь благодаря тому, что волчица выкормила отброшенного в кусты младенца. Кровная, или, точнее, молочная связь с этим сильным, хищным и своевольным зверем проступает в характере её потомков, особенно - Нарспи, вступающей в борьбу с закостенелыми традициями и собственной судьбой. 

Рассказывал Виталий Петрович и о том, что в работе (будь то акварель, масляная живопись или эмаль) ему в первую очередь важна композиция, зачастую обнажение композиционной структуры даже становится для художника приемом (например, в работах с загадочными "крестиками"), а по части цвета он доверяет "работникам лакокрасочной промышленности" и использует краску прямо из банки. 

Что касается иллюстрирования, или даже, точнее будет сказать, переложения на язык изобразительного искусства поэтических произведений и народных песен, здесь художник отталкивается от идей Каменского и "заумной поэзии" и экспериментирует, пытаясь освободить поэзию от "спекулятивного смысла", отражая только ритмическую структуру, саму музыку стиха. Ещё один излюбленный его приëм - прямая визуализация метафор, часто довольно привычных, в том числе языковых (например, "горящие глаза" или колено (по-чувашски "чĕркуççи" - "глаз ноги"), выявляя и актуализируя их. 

Поклонников творчества Виталия Петровича интересовало, продолжает ли он и сегодня работать над эмалями. На это он в своей ироничной манере ответил, что предпочитает искусству огород, посадил в своей деревне рощу. В том, чтобы украшать землю, теперь для художника больше смысла. Связь с родным домом, семьëй, память о близких вообще в последние годы стала для него ценнее и острей - об этом он не раз рассказывал в своих выступлениях и интервью, об этом говорят и картины. 

Но многого, очень многого не стал мастер раскрывать и пересказывать. Выставка приглашает к размышлениям, внутренней работе с каждым полотном, приходить на неё нужно не однажды - так считают и вчерашние наши зрители. Но личная встреча с автором - как ключ, как настройка на восприятие его работ - имеет бесспорную ценность.

Фоторепортаж



Чувашский государственный художественный музей
24 сентября 2021
18:30
Поделиться