В театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета «Симфонические танцы»
Балет-фантазия. Балет-эссе. Балет-симфония. Все это - одноактный балет на музыку Сергея Рахманинова «Симфонические танцы», премьера которого состоялась в Чувашском государственном театре оперы и балета 24 сентября. Праздничный вечер посетили Глава Чувашии Олег Николаев с супругой, председателем Союза женщин Чувашии Натальей Николаевой.
Партитура «Симфонических танцев» создавалась Сергеем Рахманиновым на чужбине, в переломный момент в жизни и творчестве композитора - уже несколько лет он провел в эмиграции, терзаемый одиночеством, горьким ощущением предрешенности своей судьбы и неизбывной тоской по родной земле.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний», - писал композитор в одном из писем.
Однако, несмотря на некую автобиографичность внутреннего содержания, автор постарался избежать программного толкования произведения. Возможно, он хотел, чтобы каждый слушатель нашел в этих звуках свой потаенный смысл, ведь нет более щедрого и глубокого источника для поиска, чем сама музыка.
Главные партии в спектакле исполнили заслуженная артистка Чувашии Анна Серегина, лауреаты Государственной молодежной премии Чувашии Анастасия Абрамова и Дмитрий Поляков, лауреаты международных конкурсов Алексей Рюмин, Фарходжон Камолов, Равиль Камалиев, Константин Дунаев. Появился на сцене и сам Рахманинов - его роль исполнил солист оперной труппы театра Константин Москалёв.
«В сюите Сергея Рахманинова «Симфонические танцы» прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Будто все вопросы, с неизменным постоянством волновавшие художников различных эпох, стилей и направлений, смогли сформироваться в отчетливую музыкальную картину мира», - прокомментировал художественный руководитель балетной труппы театра, балетмейстер-постановщик спектакля Данил Салимбаев.
Особой оригинальностью и свежестью визуальной подачи удивила сценография балета. Впервые в постановке театра использовались рельсовые направляющие с каретками (дороги занавеса), дающие возможность комбинации технологических компоновок из стандартных элементов. Столь оригинальное сценическое решение придумано художником-постановщиком спектакля Александром Горенштейном, приглашенным из Москвы в столицу Чувашии уже во второй раз (в конце 1980-х годов совместно с известным российским режиссером, основателем Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрием Александровым он ставил в Чебоксарах оперу В. Пигузова «Портрет», показанную на гастролях в Ленинграде).
«Симфонические танцы» были выбраны для постановки неслучайно - в 2023 году в нашей стране отметят 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова, соответствующий Указ подписал Президент России Владимир Путин в январе 2020 года. Готовиться к юбилейной дате в республике начали заранее, причем не только в театре. «Симфонические танцы» - уже второй совместный проект Чувашского государственного театра оперы и балета и Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России и Чувашии Мориса Яклашкина. Сотрудничество двух коллективов началось в 2013 году с премьеры хореографического представления кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», осуществленной при поддержке Гранта Министерства культуры России. Сегодня этот спектакль был показан в первом отделении вечера.