Ушла из жизни народная артистка Чувашской АССР Нинелия Семеновна Смородинова (Аникина)
13 сентября 2021 г. после продолжительной болезни ушла из жизни одна из старейших актрис Чувашии, почетный ветеран сцены, народная артистка Чувашской АССР Нинелия Семеновна Смородинова (Аникина).
В 1961 году Нинелия Семеновна окончила с отличием чувашскую студию при Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского.
За короткое время Нинелия Семеновна стала одной из ведущих и популярных актрис театра, с успехом играла и в комедии, и в трагедии, в современных и классических пьесах. Особенно она любила играть характерные роли, где она, по ее рассказам, «купалась как в теплой воде». А музыкальные способности ей этому только помогали.
За 44 года работы в театре ее создано более 150 интересных и ярких образов. Она и Аринка («Свадьба в Малиновке» А. Александрова), и Лариса («Вперед за ведущим» Н. Терентьева), и Софи («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Марук («Выйди, выйди за Ивана» (Кай, кай Ивана) Н. Айзмана), Таня («Старик» М. Горького), Анюта («Власть тьмы» Л. Толстого), Марине («Однажды весной» Л. Агакова, В. Яковлева), Гафийка («Любовь и тыква», И. Стаднюка), Нина Андреева («Над светлой водой» ( В. Белова).
Коллектив Чувашского академического драматического театра имени К.В. Иванова выражает искреннее соболезнование родным и близким в связи с невосполнимой утратой - кончиной народной артистки Чувашской АССР Нинелии Семеновны Смородиновой.
Прощание с Нинелией Семеновной состоится 15 сентября
- с 12 до12.45 часов по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская, 19.
- с 13.00 до 13.30 часов по адресу: г. Чебоксары, Красная площадь, 7 (у здания Чувашского академического драматического театра).
Справочно
СМОРОДИНОВА Нинелия Семеновна (1938) – народная артистка Чувашской АССР (1986).
Родилась 28 апреля 1938 г. в д. Чуманкасы Моргаушского района Чувашской АССР. Окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС) в 1961 г. (чувашская студия под руководством народного артиста СССР, профессора В.А. Орлова) и сразу была принята в труппу Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, где проработала до 2005 г.
В стиле игры актрисы отчетливо виделось проявление ее личности. Величайшая концентрация внимания к своим героиням, истинная вдохновленность, духовная сосредоточенность и собранность, преданность своему художественному делу и нежелание растрачивать силы на незначительное и преходяще-случайное – все это находило отражение на сцене. Ее репертуар привлекает разножанровостью и стилистической обширностью, яркостью характеров и изобилием многосложных образов, требующих целой гаммы исполнительских находок и колоссального личностного отношения.
Для Нинелии Смородиновой не существовало понятия главной и эпизодической роли. С одинаковой отдачей она исполняла как ведущие, так и роли второго плана. Быть в постоянном соприкосновении с великим таинством сцены – вот что она считала своей целью. В числе ее героинь Аринка («Малиновкӑри туй»/«Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида), Лариса («Кайри мала, хур кайăксем»/«Прощайте, гуси-лебеди» Н. Терентьева), Софи («Хаярлăхпа юрату»/«Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Алевтина («Хĕвел тухнă чух»/«Когда восходит солнце» Н. Терентьева), Марине («Пӗрре çуркунне...»/«Однажды весной...» Л. Агакова), Полина («Тутимӗр»/«Тудимер» Я. Ухсая), Гафийка («Юратупа кавăн»/«Любовь и тыква» И. Стаднюка), Анда («Вӗр, вӑштӑр çил»/«Вей, ветерок» Я. Райниса), Клава («Солдатская вдова»/«Салтак арӑмӗ» Н. Анкилова), Дарья («Лăпкă Дон»/«Тихий Дон» М. Шолохова), Баракчиня («Хӳхĕм хĕрĕн хӳхлевĕ»/«Плач девушки на заре» Н. Сидорова), Трапхин («Кушар»/«Кужар» П. Осипова).
Напряженным нервом, пульсирующим у самого виска, была пронизана ее Нина Андреевна в пьесе В. Белова «Çутă шыв хĕрринче»/«Над светлой водой». Образ своенравной горожанки, уверенно ступившей на деревенскую землю в сопровождении супруга и сына, намеревавшихся отдохнуть на свежем воздухе, порыбачить, а заодно и «прибрать к рукам» дом бедного, брошенного судьбой старика-фронтовика, резко выделялся на общем образном фоне спектакля, внося в него особую живость и свою неповторимую краску. Жена полковника в отставке и «по совместительству» представительница сельхозуправления, Нина Андреевна вместе со своей семейкой разворачивала настоящую войну против сельчан, из последних сил отстаивавших свою родную деревеньку, признанную неперспективной и предназначенную под снос, и в финале добивалась своего. Конфликт характеров и интересов городских и сельских жителей был показан настолько ощутимо и рельефно, что вызывал искренний отклик в сердцах зрителей.
Нить живого общения с аудиторией языком высокого искусства, протянутая актрисой сквозь весь спектакль, ни на миг не прерывалась.
Не будет преувеличением назвать Нинелию Смородинову продолжательницей больших традиций русской актерской школы – школы глубочайших человеческих чувств, сильных характеров и страстей в сочетании с высоким исполнительским мастерством.
Отечественная, зарубежная и национальная классика нашли в актрисе чуткого интерпретатора, тяготеющего к новому и обладающего живой артистической любознательностью и работоспособностью, позволявшими ей овладевать новыми репертуарными сокровищами.
Подлинным украшением драматической сцены республики можно назвать богатый тембровыми красками голос Нинелии Смородиновой, которая выступала не только в спектаклях театра, но и на многочисленных концертных мероприятиях. Тончайшая игра тонов и обертонов в звучании ее серебристого сопрано, полного лиризма и охватывающего широкий диапазон, заставляла зрителей забыть о том, что перед ними – драматическая актриса, и помогала увидеть в ней талант настоящей певицы.