Поздравляем с 60-летием народную артистку Чувашии Валентину Иванову
9 августа 2021 г. отмечает свой юбилей народная артистка Чувашии Валентина Иванова.
Уважаемая Валентина Аркадьевна!
Ваши герои выделаются теплотой исполнения, живой человеческой правдой и женственностью. Они всегда запоминаются, удивляют искренностью, помогают делать мир добрее и краше.
Коллектив Чувашского академического драматического театра имени К.В. Иванова искренне поздравляет Вас с юбилеем.
Желаем Вам здоровья, теплоты и счастья, творческого долголетия и новых театральных широт.
Справочно
Народная артистка Чувашской Республики Валентина Аркадьевна Иванова родилась 19 августа 1961 г. в д. Семеновка Канашского района Чувашской АССР. Окончила Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре СССР в 1983 г. (чувашская студия под руководством заслуженного деятеля искусств ЧР, профессора В.К. Смирнова) и сразу была принята в труппу Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.
Творческая биография Валентины Ивановой началась с успешного исполнения ролей Анжелики («Йыхăрать тăван Сицили»/«Ринальдо идет в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини) и Аделаиды («Неаполь – миллионерсен хули»/«Неаполь – город миллионеров» Э. де Филиппо) в дипломных спектаклях курса, которые можно назвать ее «боевым крещением» на родной сцене. Первой театральной работой актрисы стала Чекесь в трагедии П. Афанасьева «Сан ятупа»/«Именем твоим», открывшая галерею женских чувашских портретов, вобравших в себя все лучшее, что есть в культуре народа, его традициях и мировоззрении. Ее Пинерпи («Айтар»/«Айдар» П. Осипова), Салампи («Салампи»/«Саламби» А. Артемьева), Селиме («Хура çăкăр»/«Черный хлеб» Н. Ильбекова), «Нарспи» («Нарспи»/«Нарспи» К. Иванова), Шурка («Кантăкран шаккарĕ хамăр ял каччи»/«Постучал в окошко милый» Н. Сидорова), Лина («Ама çури»/«Мачеха» Г. Медведева), Улькка («Ют йӑвари куккук»/«Кукушка в чужом гнезде» Н. Сидорова), Анюта («Каçар мана»/«Прости меня» В. Тургая), Мать («Чечек ӑшĕнчи çурт»/«Дом в цветах» Н. Угарина) выступают средоточием мудрости, кротости и подлинной внутренней красоты, глубоко раскрывая национальный характер. Редким сценическим благородством, теплотой исполнения, живой человеческой правдой и женственностью пленяют ее Элеонора («Вĕçсе иртеççĕ кайăксем»/«Прощальный круг печальных журавлей» А. Тарасова и О. Тургай), Лизук («Чун кĕвви»/«Мелодия души» Е. Тикиневой), Таня («Салтак шăпи»/«Судьба солдата» А. Тарасова), Роза («Укçа чул кастарать»/«Деньги глаза слепят» А. Портта), Людмила («Сăпка юрри»/«Колыбельная» Т. Миннуллина), Василиса («Василиса кин кĕртет»/«Коса на камень» А. Горбачева), Пинерпи («Сутăн илнĕ чыс»/«Цена чести» А. Хмыта), Людмила («Ашшĕн ачисем»/«Дети Ванюшина» С. Найденова), Мурова («Авланатăп эпĕ, авланатăп»/«Женитьба Дядюкина» Б. Дрозда), Фрозина («Хыт кукар»/«Скупой» Ж.-Б. Мольера), Лиза («Куккуклă сехет»/«Часы с кукушкой» М. Карягиной), относящиеся к зрелому периоду творчества. Не менее удачны образы, воплощенные актрисой в пьесах классического отечественного и зарубежного репертуара. Навсегда вошли в историю театральной Чувашии ее Груша («Хăв пурăнас килнĕ пек ан пурăн»/«Не так живи, как хочется» А. Островского), Настя («Хĕвелсĕр»/«На дне» М. Горького), Олимпиада Самсоновна («Хамăр çынсем йӳнеçтерĕпĕр»/«Свои люди – сочтемся А. Островского), Огнева («Куккук куççулĕ»/«Кукушкины слезы» А. Толстого), Инкен («Вилĕм кӳрекен юрату»/«Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Марина («Çын куççулĕ çĕре ӳкмест»/«Власть тьмы» Л. Толстого).
Особняком в репертуаре Валентины Ивановой стоит призрачная фигура Кетрин в драме А. Тарасова «Инçет телей çути»/«Свет далекого счастья», резко противопоставленная дуэту главных героев и вторгающаяся в размеренное течение их жизненной реки голосом неумолимого фатума. Безропотная, ангелоподобная и немногословная, она входит в сценическое действо из сумрачных глубин потустороннего мира и на протяжении всего спектакля существует то в воспоминаниях, то в видениях персонажей, волнуя их память и навевая печальные мысли о сущности бытия и смысле нашего появления на свет. Обращает на себя внимание пластический рисунок роли: походка героини настолько легка, а движения так непрерывно перетекают одно в другое, что зрителям кажется, будто тело актрисы потеряло вес и превратилось в пушинку, плавно парящую в воздухе. Кульминацией развития образа можно назвать эпизод полета сквозь время и пространство.
С легкостью вспорхнув на качели, устремив взор куда-то вдаль и расправив воображаемые крылья, Кетрин начинает свое мистическое кружение над землей. Все внимание публики приковано к ее загадочному силуэту, так что в какой-то момент качели словно растворяются в воздухе, и, охваченная звуками упоительного вальса, героиня зависает в пространстве.
Целостность, законченность, работа от внутреннего к внешнему, первостепенность авторского замысла и, вместе с тем, глубоко индивидуальное видение образа помогают актрисе сделать его одним из самых запоминающихся в спектакле.