«Сильва» Марийского театра - навсегда в памяти чебоксарцев
Встреча с Марийским государственным академическим театром оперы и балета имени Э. Сапаева - это всегда восторг. В разные годы дорогим украшением оперных и балетных фестивалей в Чебоксарах были опера «Любовь к трем апельсинам», балеты «Лебединое озеро», «Корсар» и «Мастер и Маргарита». 15 июня в рамках II Международного фестиваля оперетты гости из соседней республики показали в столице Чувашии «Сильву» И. Кальмана. Судя по долгим овациям чебоксарской публики, которая знает и любит эту оперетту практически с момента основания Чувашского государственного театра оперы и балета, впечатления от увиденного остались самые светлые.
Уже с первой картины постановочное высказывание Сергея Шепелёва (режиссер также взял в свои руки и сценическое оформление), чей почерк знаком нам по поставленным в Чебоксарах спектаклям «Царская невеста» и «Веселая вдова», удивило сочетанием, казалось бы, несочетаемого. Нарочитая укрупненность портретов, будто мы смотрим на героев сквозь увеличительное стекло, и, вместе с тем, детальная прорисовка и отточенность каждого движения и жеста; зрелищность массовых сцен и пронзительная интимность ансамблей... Комплекс технических трудностей, богатство образной сферы и захватывающая «клубочность» сюжета не только дают простор для режиссерской мысли, но и требуют большого количества выносливых, профессионально подкованных артистов.
«Премьера самой известной оперетты Имре Кальмана состоялась в Марийском театре оперы и балета имени Эрика Сапаева в марте 2016 года. Причем в репертуаре нашего театра «Сильва» уже была - в то время, когда Марийская опера еще не имела собственного здания. Тем заметнее перемены: новый постановочный взгляд, новая сцена, оборудование и возможности. Новая «Сильва» радует зрителей, помимо всего прочего, еще и необычными сценографическими решениями», — рассказал главный режиссер театра Сергей Шепелёв.
Сердцевиной спектакля, несомненно, можно назвать дуэт Сильвы и Эдвина в исполнении Анастасии Ивакиной и Александра Шейпака, полный проникновенности, азарта и неукротимой страсти. Перед зрителями возникали подлинные романтические герои - порывистые, мятежные, безрассудно пускающиеся в поиски высоких идеалов и легко поддающиеся чувствам. Экстраординарно и современно решены образы Стасси и Бони в воплощении Анастасии Ершовой и Сергея Гарашкина, чьи соло и дуэты изобиловали оригинальными игровыми моментами, добавляющими остроты и куража. Гости продемонстрировали не только искусное владение техникой академического вокала, но и редкий артистизм, рассказав нам историю, по силе эмоционального накала сравнимую с драматическим спектаклем.
Особый шарм сценическому действу придавали Цицилия, Леопольд и Ферри (народные артисты Республики Марий Эл Алевтина Смирнова, Владимир Серёгин, Вячеслав Созонов), фонтанировавшие остроумными шутками. Нельзя не отметить слаженную работу хора (хормейстер - заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Ольга Жилинская), балета (балетмейстер - заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл Константин Иванов) и симфонического оркестра. Дирижер Григорий Архипов мастерски живописал оркестровыми тембрами, буквально раскрашивая кальмановскую партитуру во все цвета радуги. Задиристая бодрость чардаша сменялась полетностью зажигательного канкана, экспрессивность вербункоша контрастировала с меланхоличностью вальса и цыганского романса. Но звучала здесь еще и одухотворенная, тонкая поэтичность, оттеняющая атмосферу шутовства и веселых чудачеств.