Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Реставрация - дело тонкое

Реставрация - дело тонкое

26 января в Чувашском государственном художественном музее прошла конференция – сотрудники Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им.
И.Э. Грабаря рассказывали о том, как работали над картинами из ЧГХМ. Напомним, что за полгода – с середины 2019 до февраля 2020 года - было отреставрировано более 70 произведений русской живописи XVIII-XX веков. Это беспрецедентный случай не только для Чувашии, но и для самого реставрационного центра, хотя сотрудничает с нашим музеем он уже около 70 лет.

Перед началом реставрационных работ в ВХНРЦ проводят подробное технико-технологическое исследование. Это позволяет не только определить состав лаковых пленок, красочных пигментов и грунтов (опираясь на эти знания, реставраторы выбирают вещества, которые будут использовать в своей работе), но и с высокой точностью установить дату и регион создания, школу, узнать многое об истории бытования предмета. Сотрудник отдела физико-химических исследований Анна Литвинова рассказывает, что в центре им. Грабаря с 60-х годов формируется база эталонных образцов – микроскопические пробы (их размер около 1 мм2), отобранные экспертами с подлинников, проходящих реставрацию, помещают в кубики из эпоксидной смолы и хранят, чтобы в последствии с ними можно было сравнить состав красок вновь поступающих картин. Сегодня, когда количество подделок и их качество растет, одних визуальных методов исследования становится недостаточно.

Благодаря коллекции нашего музея база пополнилась эталонными образцами с работ Алексея Кокеля. Физико-химическое исследование показало, что художник был большим экспериментатором – использовал авторские грунты, собственную технологию письма (работая над картиной, он не просушивал каждый живописный слой, а писал дальше прямо по поверхности еще не высохшей краски), а в работах 20-х годов много экспериментировал с оттенками (например, довольно сдержанная по цвету «Единоличница» написана в 14 тонких разнообразно окрашенных ярких слоев).  Эти новшества не лучшим образом сказались на сохранности картин,  и реставратору Анастасии Шинкаренко пришлось немало потрудиться, чтобы укрепить склонный к  расслаиванию красочный слой, сохранив при этом рельефную поверхность живописи.

Реставраторам важно знать не только состав материалов, но и провенанс –  происхождение картины, информацию о владельцах – путь, который работа прошла до того, как попала в музей. Научный сотрудник ВХНРЦ Мария Никитина рассказала много интересного об истории наших работ. Например, оказалось, что Картина Константина Маковского «Каир» попала в Эрмитаж, откуда уже была передана в Чувашскую художественную галерею, из собрания Агафона Фаберже (сына знаменитого ювелира Карла Фаберже). А портрет матери Петра I, Натальи Кирилловны Нарышкиной, принадлежал ее потомку и полной тезке, Наталье Нарышкиной, которая в 1925 году была сослана в Пермскую область, потом преподавала иностранный язык в оренбургской школе, а в 1937 году была расстреляна.

Над портретом Натальи Кирилловны с большой любовью работал художник-реставратор Денис Самойленко. Картина была покрыта толстым слоем пожелтевшего лака, который сильно искажал цвет, записи и мастиковки в местах, где касочный слой был поврежден, заходили на авторскую живопись. После реставрации, когда все это было устранено, вид полотна сильно изменился. О работе также выяснилось много интересного: оказалось, она написана на сшивном холсте (когда картина создавалась, ткацкие станки не позволяли изготовить достаточно широкое полотно) по грунту насыщенного красно-оранжевого цвета – такой тоже встречается не так уж часто. Кроме того, изначально портрет был квадратным по формату и только потом, в угоду моде, был обрезан и натянут на овальный подрамник.

Чтобы послушать доклады и пообщаться с реставраторами, в Чебоксары приехала большая делегация из художественного музея Козмодемьянска. Многих представителей музейного сообщества волновал вопрос, какие нужно совершить шаги, чтобы работы оказались на реставрационном столе.  Сотрудники ВХНРЦ ответили, что каждый случай требует особого обсуждения, но они открыты для общения и рады помочь музеям.

Конференция закончилась, но выставка продолжается – с находками и открытиями реставраторов можно познакомиться до 28 февраля.



Чувашский государственный художественный музей
27 января 2021
12:37
Поделиться