Открылась выставка народного художника Чувашии Николая Енилина
На днях в Чувашском государственном художественном музее открылась юбилейная выставка «Юратнă тăван çĕршивăн / Моя любимая Родина», посвященная 80-летию со дня рождения народного художника Чувашской Республики Николая Аристарховича Енилина. Поздравить художника с юбилеем пришли официальные лица, коллеги, друзья, ученики.
Искусствовед Юрий Викторов говорил о природе, о чувашском мире, с которыми неразрывно связана личность Енилина и о том, как это отразилось в его холстах: «Николай Аристархович начинал с пейзажа, как явления ему предельно близкого, и постепенно перешел к тематическим картинам, ни разу не отходя при этом от чувашской темы. И довольно рано обрел свое узнаваемое лицо, которое ни с кем не перепутаешь. Посмотрите, как он показывает свой народ! Без напряженного физического труда, без надрыва – это скорее воспевание красоты и его устремленности в будущее. Для портретов он выбирает не прославленных исторических личностей, но людей, связанных с культурой и искусством: композитор Юрий Кудаков, поэты Марина Карягина и Валерий Тургай, замечательная актриса Нина Григорьева…»
И в зале, и у микрофона говорили о цвете Енилина, и о том, что именно он является ключевым проявлением национального в его работах. Зеленый, но не просто зеленый, а выплывающий, проявляющийся из множества оттенков – серого и буроватого, охры глинистой почвы чувашских полей, синего дальних лесов на горизонте, багрового и сиреневого – рождающейся или умирающей на горизонте зари.
«Его вибрирующие, живые овраги – это не только рельеф местности, это символ. И все, о чем пишет Николай Енилин, задевает генетический код каждого, в ком есть капля чувашской крови. Это глубоко внутри и сакрально», - утверждает директор ЧГХМ Геннадий Козлов.
Среди важных качеств творчества Енилина заслуженный художник России Владимир Нагорнов отмечает глубокую философичность, настоящую подлинность искусства и монументальность в плане мышления.
Председатель Союза чувашских художников Валентин Федоров совершенно справедливо назвал Николая Енилина одним из столпов СЧХ: «Пейзаж Енилина передает его космос, целостное мироощущение, это не только взгляд назад. И это внутреннее понимание мира отражается в каждой его картине, каждая – отдельная опера, крупное музыкальное произведение».
Музыковед Михаил Кондратьев, продолжая размышления о музыке, звучании енилинских работ, заметил: «Сильно волнующиеся овраги его – это глубина истории, вечность, которая звучит. Это природа, которую нашли наши предки – нашли, освоили, наполнили жизнью. Но еще сильнее звучания в его творчестве – тишина. Даже музыкальные инструменты на его работах молчат. Лежат, стоят, в крайнем случае, тихонько наигрывают. Поэты, актеры молчаливо задумались. Проявления женского начала – девичьи хороводы – не поют, не танцуют, они думают. Размышляют о прошлом и будущем. Самое национальное в творчестве Енилина – эти без пафоса, без героизма (вымышленного или настоящего) – простые мыслящие люди».
Сам Николай Аристархович в своем выступлении вспомнил еще про кукушку – неизменно, незримо присутствующую на каждом полотне: «Это ведь не прямолинейно. Это удивительно лирическая среда, которую совершенно невозможно выразить словами. Я, по существу, настоящий советский человек, и благодарен судьбе, что родился в то время, когда деревенская жизнь, обряды и праздники были куда ближе к древности. Природа была моим университетом, в ней мы всегда жили: катались с горок, ждали ледоход, встречали весенних птиц… Я формировался на фоне подлинной, природной культуры. Я благодарен искусствоведам: Алексею Трофимову, Юрию Викторову, Антонине Мордвиновой, но, может быть, еще больше Атнеру Хузангаю, Михаилу Воробьеву, Юрию Яковлеву и многим другим. Через них я всегда проверял свою правоту в искусстве. Если то, что ты сделал, нравится тонким и умным людям, значит, оно настоящее».