В Чувашском государственном театре юного зрителя имени М. Сеспеля состоялась премьера гоголевской «Шинели»
27 июня в Чувашском государственном театре юного зрителя состоялась премьера пластической драмы «Шинель» по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя. Инсценировку, постановку и сценографию спектакля выполнил режиссер Владимир Беляйкин, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (г. Москва).
«Шинель», одна из «петербургских повестей» Николая Гоголя, вошла в историю русской литературы как манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности. Это небольшое повествование о нищем чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, все деньги и душу вложившем в новую шинель, кражи которой он не смог вынести, читал когда-то каждый школьник. Свое жанровое название произведение получило не столько за объем, не превышающий даже двадцати страниц, сколько за громадную смысловую нагрузку. Под пером великого писателя простейший сюжет превратился в острое сатирическое обличение с философским подтекстом, раскрывающим вечные проблемы бытия.
В тексте повести содержатся живые и выразительные речевые эмоции. В нем особенная роль принадлежит артикуляции, мимике, звуковым жестам. Конечно же, такое произведение само просится на сцену. «Шинель» пережила множество театральных прочтений, в том числе и в жанре пантомимы. Что будет, если лишить драматический спектакль одного из главных инструментов выразительности – слова? Владимир Беляйкин использовал в своей постановке то, что стало новым средством выражения художественного образа – пластику человеческого тела без использования слов. Пластика и есть тот язык, на котором говорят друг с другом персонажи драмы. Движения тела передают их мысли и чувства.
Пластический спектакль подразумевает под собой несколько другие приготовления, чем обычный. Почти два месяца актеры занимались психофизическими тренингами: растяжки, упражнения, связанные с нервно-мышечным балансом, затем – небольшой перерыв, потом снова тренинги... Занятия шли с утра до позднего вечера. По сути, только после месяца таких разминок подобрались к сюжету постановки. Результат этой изнурительной работы был представлен зрителю вчера вечером в виде синтеза выразительных средств – сценографии, музыкального оформления, света, костюмов, пластики… Слову тоже оставлено место – оно звучало как бы из уст самого Гоголя.
В спектакле мелкие, на первый взгляд, детали, выдвигаясь на передний план, подчеркивают огромную трагедию «маленького человека». Образ главного героя вызывает много эмоций: даже такой ограниченный человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое отношение к себе. Он побуждает зрителя невольно задуматься об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве собственного достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек независимо от социального и материального положения. О том, что наиболее важно в этой жизни, чему нужно отдавать приоритет.
«Пластический спектакль нельзя назвать более сложным, чем обычный. Он просто другой. Но для драматического актера играть такой спектакль – огромный опыт, школа. Это уже второй «пластический опыт» для чувашских тюзовцев, чуть более полугода назад мы вместе выпустили спектакль «Любовь и ненависть». Благодаря этому опыту они во многом по-новому начали осознавать свое собственное тело: буквально достают из себя все эмоции, выражая их в жестах, которые нельзя показывать словами», – отмечает режиссер постановки Владимир Беляйкин.
Спектакль получился актуальным, ярким и пронзительным. Атмосферу Петербурга – города пронизывающих ветров – создает аскетичная сценография (легко передвигаемые изящные декорации придают динамизм действию). Для начинающего актера Николая Миронова роль Башмачкина стала первой большой работой, и он отнесся к ней с огромной эмоциональной отдачей. Зритель поверил каждому взгляду, выражению лица, каждому движению его Акакия, чье имя в переводе с греческого означает «незлобивый». Слаженный актерский ансамбль вместе с главным героем взволновал переполненный зал театра. Спектакль вызвал у зрителя сопереживание, смех сквозь слезы, заставив в финале кричать неизменное «браво!».