Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

О жизни, чувствах и одиночестве

О жизни, чувствах и одиночестве

...Вечерело. Она шла по осеннему парку, запорошенному золотистой листвой, и растерянно вглядывалась вдаль. Последний трамвай давно ушел, лязгая колесами по рельсам, и его тяжелое уханье еще долго рокотало в воздухе гулким эхом. Она подняла голову и увидела, что стоит под фонарем, источающим тусклый, едва спасающий от полумрака свет и мерно раскачивающимся на ветру, словно суровый маятник времени. Время... Как жестоко оно бывает, то ускоряя, то замедляя ход, так что самое тяжкое мгновение начинает казаться бесконечностью, а счастье проскальзывает, точно падающая звезда по небосклону. Как время поведет себя сегодня? Будет ли благосклонно и приблизит миг встречи с возлюбленным? Или растянет муки ожидания на километры вечности?..

«Ожидание». Моноопера. Микаэл Таривердиев, бесспорно, чародей. Не каждый композитор сможет создать посредством звуков настоящий роман, вместив между пятью скупыми линейками нотного стана целую драму о жизни, чувствах и одиночестве. Но, что еще более важно, не каждый исполнитель сможет «вытянуть» на себе груз переживаний и рассказать ее со всей полнотой собственного «я». А, точнее, исполнители. Симфонический оркестр и балетная труппа Чувашского государственного театра оперы и балета, заслуженная артистка Чувашии Ольга Вильдяева в главной партии – синтез творческих сил, брошенных на премьеру 8 июня, получился более чем достойным.

История получилась не столько женской, каковой она прочитывается в строках поэмы Роберта Рождественского, на которые была положена музыка, сколько общечеловеческой. Ожидание «подстерегает» каждого. На крутых жизненных поворотах, на перекрестках судеб и вселенских перепутьях. Ожидание счастья, человека, случая. Ожидание длиною в час, день, год. Это попытался донести до нас художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев, поставивший спектакль в духе своеобразного эссе, то есть вокально-хореографического сочинения-размышления на заданную тему. Недаром навстречу героине бегут бесчисленные прохожие в исполнении артистов балетной труппы, то сдавливая ее фигурку плотным кольцом, то вовлекая ее в свой хоровод, то «рассыпаясь» по сцене хаотично движущимися частицами, кидая ей в лицо взгляды, эмоции, чувства и пронзая ее стрелами энергетических потоков.

Ольга Вильдяева – певица большой внутренней глубины и необъятной мысли, способная максимально глубоко погрузить слушателей в мир своей героини, будь то роковая, переживающая череду испытаний Маргарита или надломленная, скатывающаяся в пропасть Сантуцца. Это редкое умение тонко чувствовать именно трагедийный жанр (в репертуаре солистки практически нет комических персонажей) помогло ей «вылепить» образ героини со всей тонкостью и выразительностью. Хорошая вокальная техника и богатая внутренняя наполненность – вот основные ингредиенты сценического образа, умело использованные певицей.

Оформление заслуженного художника Чувашии Валентина Федорова, балансирующее между иллюстративностью и условностью, в тандеме с оркестровым сопровождением ненавязчиво «подталкивали» героиню к нужным психологическим состояниям. Впрочем, оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Мордовии Сергея Кисса был гораздо больше, нежели простой аккомпаниатор, хотя музыкальная ткань Таривердиева и кажется простой и прозрачной. Но это только на первый взгляд. В действительности же оркестранты вели свое высказывание как полноправный участник музыкально-сценического действа, вступая с певицей в живой диалог, реагируя на ее перемену настроений.  



09 июня 2018
09:52
Поделиться