Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Закрытие XXII Международного балетного фестиваля

Закрытие XXII Международного балетного фестиваля

Искусство танца во всем его многоцветии, от образцовой классики до экстраординарной современности, множество добрых слов и признаний. Закрытие XXII Международного балетного фестиваля прошло с особым размахом. Торжественной преамбулой к вечеру стал красочный фильм об итогах фестиваля, включивший в себя фрагменты спектаклей и фоторепортажей, теплые отзывы участников и дорогих зрителей, записанные во время репетиций и фестивальных вечеров. Затем гостей поприветствовали директор Чувашского государственного театра оперы и балета, заслуженный художник Чувашии Валентин Федоров, художественный руководитель и дирижер, заслуженный деятель искусств Мордовии Сергей Кисс и художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев, поблагодарившие Главу Чувашии Михаила Игнатьева и министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Константина Яковлева за поддержку праздника.

Нельзя не отметить, что программа вечера была не просто хаотичным набором разрозненных номеров, а своеобразной ретроспективой мирового хореографического искусства, от незыблемого Мариуса Петипа через сотрудничавшего с дягилевским Русским балетом Леонида Мясина и Альберто Алонсо, ставившего для Майи Плисецкой, к нашим современникам Клоду Брюмашону, Вэйну Иглингу и Георгию Ковтуну. И... снова возвращаясь к Петипа, как к некоему символу вечного, настоящего, незабвенного, живущего в мятежном, перенасыщенном экспериментами «сейчас» и никогда не устаревающего.  

Виртуозное владение телом продемонстрировали французы Эмилия Черрути и Марк-Эммануэль Заноли, прилетевшие в Чебоксары из Большого театра Бордо. Два контрастных номера, разноплановых по характеру и хореографическому языку, заставили нас поверить в магию современного танца. Первый из них («Три фразы» в хореографии Э. Гризота) был весь проникнут лиризмом и чистотой, точно безоблачное небо спустилось к нам на землю. Второй («Сломанные объятья» в хореографии К. Брюмашона), проходящий под акапельное пение женского хора, прозвучал аскетично и отстраненно, будто суровая молитва монаха-отшельника. Но, вместе с тем, сколько безмолвного крика слышалось в экзальтированных позах, крепких сцеплениях рук и ног, напряженных до предела мышцах солистов. Иногда музыка замолкала, и до нас доносились «обрывки» их дыхания, отзвуки хлопков, щелчков и ударов. 

С большим удовольствием публика посмотрела Гранд-па звезд из балета А. Визентини «Приказ короля», не идущего ни в одном театре мира, и номер «Поцелуй Авроры» на музыку П. Чайковского в хореографии Д. Салимбаева, посвященные 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Их премьеры состоялись 12 апреля в рамках концертной программы «Петипа-гала» и вызвали живой отклик у зрителей и критиков. Хочется от души поздравить нашу «золотую молодежь» в лице Анастасии Абрамовой и Анны Серегиной, Тимофея Федоренко и Алексея Рюмина, успешно справившихся как с премьерой, так и с сегодняшним концертом. Для Алексея Рюмина нынешний фестиваль вообще выдался особенно напряженным. Наблюдая за его «фирменными» прыжками, от которых теряешь дар речи, мы не могли поверить, что еще вчера солист дебютировал в партии Чиполлино в одноименном балете К. Хачатуряна. Ему же был доверен и финальный аккорд программы – Па-де-де из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», достойно исполненное вместе с заслуженной артисткой Узбекистана Надирой Хамраевой (Ташкент), покорившей чистотой техники и искрометностью фуэте.

Долгими аплодисментами чебоксарцы наградили народную артистку Чувашии Татьяну Альпидовскую, блеснувшую в Па-де-де из балета Х. Левенсхольда «Сильфида» в паре с Евгением Жуковым (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Сольно же гость исполнил пронзительный, нервический Монолог из балета «Анна Каренина» на музыку С. Рахманинова в хореографии Кристиана Шпука. Столицу также представили Коике Саори и Егор Мотузов («Кремлевский Балет»), познакомившие нас со стремительно набирающим популярность балетом Э. Вангелиса «Красавица и Чудовище» в хореографии В. Иглинга, а также номером «Первый поцелуй» в тонкой, ажурной хореографии М. Ивата.

Санкт-Петербург «воспламенился» на нашей сцене сразу двумя «огнеопасными» парами. Заслуженная артистка России Ирина Перрен и Марат Шемиунов (Михайловский театр) «сразили наповал» гимнастическим, словно сконструированным из геометрических фигур Адажио из балета Э. Сати «Парад» в хореографии Л. Мясина и взрывным, подобным раскаленному железу Адажио из балета А. Хачатуряна «Спартак» в экстравагантной хореографии Г. Ковтуна.

Заслуженные артисты России Александра Иосифиди и Игорь Колб (Мариинский театр) привезли Адажио из балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина и «Болеро» на музыку М. Равеля в оригинальной современной обработке. Любопытно, что номер придуман самим Колбом и являет собой одно восхитительное безумие. Терпкий, точно чернослив в горьком шоколаде, весь сотканный из перьев черного лебедя и огромных вееров, напоминающих крылья бабочки, танец лениво «выползает» из пышной юбки с безразмерным подолом-горой, которую можно одновременно назвать и декорацией, и самостоятельным участником действа. Родившись как единое целое и чутко прислушиваясь к голосам своих тел, партнеры то сливались в порыве нежности и страсти, то «отлеплялись» друг от друга от внезапно накатившей ненависти. Наблюдая за хореографическими «манипуляциями» солистов, мы затаили дыхание и боялись пошевелиться.

Первоисточник – Чувашский государственный театр оперы и балета       



23 апреля 2018
10:41
Поделиться