Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

XXII Международный балетный фестиваль. День пятый

XXII Международный балетный фестиваль. День пятый

...Париж. 1913 год. На всех углах только и судачат, что о недавней премьере. Что творилось в тот вечер в Театре Елисейских полей! Позор! Кошмар! Люди свистели, заглушая оркестр, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись, топали ногами. Кто-то вскакивал со своих мест прямо во время исполнения и демонстративно покидал зал, с раздражением хлопая дверью. За кулисами все шло ничуть не лучше. Танцовщики дрожали, едва удерживая слезы и пытаясь из последних сил спасти положение, но тщетно. «Как можно было докатиться до такой дерзости?» - прошипел кто-то на галерке. «Они что все с ума посходили?!» - возмущенно воскликнула достопочтенная дама в ложе бенуара, брезгливо разглядывавшая в лорнет происходящее на сцене...

Сегодня трудно поверить, что весь этот ужас пришлось пережить балету «Весна священная» и его автору Игорю Стравинскому. К счастью, времена меняются, и современный зритель, пришедший 20 апреля на XXII Международный балетный фестиваль в Чувашский государственный театр оперы и балета, воспринимает нашумевший балет с точностью до наоборот. Тем более в постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Звездная пара отечественных балетмейстеров создала настолько по-авторски яркую и, вместе с тем, не противоречащую замыслу композитора трактовку произведения, что получила одобрение самого Игоря Федоровича, с которым встретилась на гастролях в Америке.

Сегодня «Весна священная» в постановке Московского Театра Классического Балета Н. Касаткиной и В. Василева – это «лакомый кусочек» не только в хореографическом, но и в культурологическом плане. Представьте себе: Русь древняя, языческая, с обрядами, жертвоприношениями и идолопоклонничеством. Однако при всем при этом – космос человеческих отношений и бездонная философичность. Ведь спас же Пастух приглянувшуюся ему Избранницу от участи жертвенного агнца, буквально вынеся ее на руках из страшной западни. Пути Игоря Стравинского воистину неисповедимы, но Наталии Дмитриевне и Владимиру Юдичу подвластно все. Их хореографический почерк тверд, упруг, порой даже брутален. Очень показательны массовые сцены, будь то умыкание жен, мужские игрища или обряд поклонения земле под предводительством бородатого Старейшего-Мудрейшего (Игорь Цыганков), решенные в духе древних фресок – столько в них ощущалось размаха, весомости, широты хореографического письма.

Дуэт Пастуха и Избранницы (Артем Хорошилов и Галина Гармаш) звучал на интимной, лирической ноте, проходя на полушепоте и будто согревая сценическое действо огоньком человечности и тепла. Это, скорее, рисунок пастелью в нежных, светлых тонах, нежели образец монументальной живописи. Эксцентричный образ Бесноватой (Полина Кырова), напротив, был насквозь дисгармоничен и родился на стыке состояний. Животный

страх, боль, смирение, отчаяние, желание бунтовать и вновь смирение... Наблюдая за пластическим рисунком героини, сложенным из ломаных линий, резких взлетов и крутых спадов, мы с радостью отмечали для себя не только совершенство исполнительской техники, но и большой, буквально выпирающий актерский талант солистки.

Запредельным артистизмом порадовали и участники балета «Жар-Птица», показанного в первом отделении вечера. Красочная сказка с изобилием спецэффектов, от огромного чудища с гигантской головой и горящими глазами до упырей и вурдалаков с неестественно длинными, болтающимися ниже колен руками пришлась по вкусу как детям, так и взрослым. Ну а обольстительная Жар-Птица (заслуженная артистка России Наталья Огнева) и горбатый Кощей Бессмертный (Игорь Цыганков), бравый Иван-царевич (Алексей Орлов) и хрупкая, подобная хрустальной вазочке Царевна (Алиса Воронова) окончательно и бесповоротно унесли нас в мир волшебства, так что возвращаться в реальность совсем не хотелось.

Первоисточник: Чувашский государственный театр оперы и балета.



21 апреля 2018
13:13
Поделиться