Скорбная весть. Не стало народного артиста Чувашии Айдара Хисамутдинова
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики глубоко скорбит в связи с безвременной кончиной народного артиста Чувашии, ведущего солиста балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета Айдара Хисамутдинова. Его самоотверженность, высота профессионального полета и огромное неравнодушие к хореографическому искусству республики навсегда останутся в памяти коллег и зрителей. Выражаем искренние соболезнования родным и близким.
Прощание с Айдаром Хисамутдиновым состоится 9 апреля 2018 года в 13.00 в Чувашском государственном театре оперы и балета.
Художник. Философ. Танцор.
Что есть Артист? Зачем он приходит на нашу землю, и какова его миссия?.. Наверное, подобные размышления охватывают каждого, кому удается быть свидетелем творческих триумфов Айдара Хисамутдинова. И неважно, кто он в этот вечер – солнечный Сардиван («Сарпиге») или беззаботный Труффальдино («Труффальдино. Слуга двух господ»), эксцентричная фея Карабос («Спящая красавица») или темпераментный Меркуцио («Ромео и Джульетта»).
Исполнительский путь народного артиста Чувашии Айдара Хисамутдинова можно назвать поистине звездным. Сначала учеба в Казанском хореографическом училище у великолепного педагога, народной артистки Республики Татарстан Валентины Прокоповой, затем – пятнадцать лет в труппе Чувашского театра оперы и балета, где ему посчастливилось станцевать практически все ведущие партии мирового репертуара. Среди них Зигфрид и Ротбарт («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица») и Принц («Золушка»), Альберт («Жизель») и Солор («Баядерка»), Эспада («Дон Кихот») и Иван («Конек-Горбунок»), Хозе и Тореро («Кармен-сюита»).
А каков его Шахрияр в балете «Тысяча и одна ночь»!.. Вырастая непреступной скалой, он вмиг овладевает сценическим пространством. Статный, волевой, словно слитый из бронзы и меди, с широким шагом и благородным, царственным жестом, герой возникает воплощением силы и непоколебимости. Но, в то же время, сколько неги и чувственности, окутывающей мягким саваном его величавую фигуру... Эта партия принесла солисту победу на III Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле».
Айдар Хисамутдинов всегда больше, чем танцор. Один из его творческих ликов – лик хореографа. Достаточно прожить хотя бы одну из авторских миниатюр творца, чтобы понять: на пустынной сцене, плавящейся в раскаленных световых жаровнях, большой Художник. Философ. Создатель, в сердце которого теснятся миллионы характеров, историй, вопросов, на многие из которых нет ответов, но тем интереснее. Тем больше простора для мыслей, эмоций, чувств, тем шире размах крыльев.
«Ты слышишь... я больна», «Абсент», «И песнь моя несется в пустую ночь, где больше нет тебя», «Иные. Право на любовь»... Его хореографические эссе всегда о чем-то трепетном, наболевшем, на разрыв аорты. В них много вдумчивости, самоанализа и, вместе с тем, искрометной, вулканической фантазийности. А если радость, то приглушенная, на полушепоте, как результат напряженных исканий и духовных мытарств, распускаясь бутоном светлого облака в грозовом небе...
Мария МИТИНА. «Художник. Философ. Танцор» // Театральная газета «Антракт». №1. Сентябрь 2016.