Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

XX Международный балетный фестиваль. День четвертый

XX Международный балетный фестиваль. День четвертый

XX Международный балетный фестиваль продолжает говорить со зрителем на языке современной хореографии. Спектакль «Зимняя роза» – настоящее танцевальное эссе, созданное по сказке Оскара Уайльда московским театром «НОВЫЙ БАЛЕТ». Хореография Константина Кейхеля (Санкт-Петербург) сразу вызывает нас на откровенный разговор. В чем она, правда жизни? Какова цена совести? Почему с каждым новым тысячелетием мы все прочнее забываем о своих истоках, о матери-земле, вскормившей Человека? Какое счастье, что у молодого поколения постановщиков рождаются подобные размышления.

Серые полупрозрачные листы, замершие на заднем плане, мгновенно включают наше воображение. Это и занавес, скрывающий от людских глаз прекрасный грот богини Флоры, и льдины, в саркофаге которых замерзает пленница-Роза, и граница между двумя мирами. А порой, пошатываясь из стороны в сторону, они напоминают тучи, проплывающие в грозовом небе. Минимализм оформления Маргариты Петровой позволяет исполнителям максимально привлечь внимание публики к своим танцевальным откровениям. Хореографические линии пересекаются, вяжутся в узлы и гнутся.

Универсальность артистов – одно из главных качеств коллектива. Здесь нет тех, кто под солнцем или в тени. Каждый танцор – яркая личность с арсеналом технических возможностей и богатством актерской индивидуальности. Вот перед нами массовка, движущаяся синхронно и слаженно, где все как один. Но в какой-то момент эта большая человеческая молекула расщепляется на десяток отдельных атомов-солистов. Каждый из них существует в своем темпоритме и колдует над своим пластическим узором, вплетая его в полифонию танца.

Модели людей во главе с юношей и девушкой (Егор Маслов и Наталья Кочегарова) сконструированы из четких прямых отрезков и грубо очерченных геометрических фигур. Мы того гляди ударимся о заостренные углы согнутых локтей и колен. Образы Соловья (Андрей Остапенко), разноцветных роз (Анастасия Николаева, Василиса Калинина и Диана Мухамедшина), нимф и панов, напротив, будто слеплены из пластилина. Они бескостны, мягкотелы и податливы. Их талии подобны гибким стеблям тростников, руки – ветвям деревьев, ноги – извилистым корням.

Непреодолимой тягой к природе, желанием затеряться в чащe леса и окунуться в травянистые луга обусловлен и выбор музыки. Это не что иное, как цикл «Времена года» Антонио Вивальди. Хотя и в обработке Константина Чистякова, но почти нетронутый, звучащий в своей восхитительной первозданности. Когда музыка замолкала, со сцены доносилось прерывистое дыхание исполнителей. Казалось, что мы даже слышим их учащенное сердцебиение. Зоны тишины, всплывающие в океане музыки подобно необитаемым островкам, придавали спектаклю особую интимность.

...Сцена утопает в алых лоскутах. Быть может, это воды кровавой реки, несущие раненую птицу. Или лепестки увядшего цветка, развеянные ветром. Но нет, еще ничего не кончилось! Наступит весна, разверзнутся ледники, оживет Роза, и Соловей прощебечет свою трель. «Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и радостей, все это кажется каким-то сном или грезой... Храни любовь в сердце своем. Жизнь без нее подобна бессолнечному саду с мертвыми цветами» (Оскар Уайльд). 

Фото Андрея Добрынкина

Чувашский государственный театр оперы и балета 



04 апреля 2016
08:06
Поделиться