Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Антонина Баулина: "Артисту нужно поменьше бывать среди людей"

Антонина Баулина: "Артисту нужно поменьше бывать среди людей"
Мельпомена, как видно, дама веселая и весьма самолюбивая. Во всяком случае, свой день, День театра, она хранит исключительно для самой себя. И лишь один раз - похоже, в виде исключения - позволила себе поделиться этим днем с другой женщиной.
Так восемьдесят лет назад в Сибири появилась на свет будущая актриса Антонина Николаевна Баулина. Вот уже много лет подряд театральное сообщество Чувашии 27 марта, в День театра, чествует ее как именинницу. Нынче у народной артистки Чувашии не просто день рождения, а, наверное, еще и самый удивительный юбилей, который выпадает на долю далеко не каждого человека - восьмидесятилетие. Накануне знаменательного события корреспондент «Сцены» встретился с любимой актрисой.
- Антонина Николаевна, объясните нам, простым смертным, что такое восемьдесят лет, как это ощущается?
- А вот так: утром встаешь - душа чувствует себя на двадцать, а все остальное надо «подштукатурить». Вот и «штукатурю», да еще идти стараюсь поровней. Ну, это чтоб не привлекать к себе лишних взглядов, меня и так узнают чаще, чем хотелось бы, - без малого пятьдесят лет живу и работаю в этом городе. Особенно в центре - там меня даже собаки все знают. Здоровьем, слава Богу, Господь не обидел, на работу хожу каждый день с радостью. У меня ее много, и дублеров ни в одном спектакле нет. Я рада, что пока из-за меня отменять спектакли не приходится.
- Как выглядели Чебоксары, когда город считался одним из самых театральных в России?
- Мы приехали сюда с мужем в 1959-м, поселили нас на Богданке. Городишко показался мне грязным, захолустным. На следующий день пошли в театр знакомиться с коллегами, с руководством. И когда я увидела таких людей, как Романов, Пустовойтов, Козоровицкий, Дуняк, Каширская, Тихонова-Стасенко, мнение мое о захолустности города изменилось. Я поняла, что попала туда, куда надо. Театр работал только на кассу, никаких специально организованных зрителей не было. Весь город старался попасть на премьеры. И были даже такие зрители, у которых имелись всегда свои, одни и те же, места в зале. Как в царское время. Очень любили театр медики и электроаппаратчики. А еще летом мы могли на целый месяц уехать в Алатырь на гастроли. И этот маленький уютный городок также целый месяц мог нас выдерживать. Месяц ежевечерних спектаклей! Сегодня это и представить нельзя. Довольно часто выступали с нами лучшие московские артисты — Ия Савина, Астангов, Абрикосов, Евгений Самойлов. Словом, вот тогда Чебоксары действительно были культурной столицей. Ну и мы, конечно же, обожали наших зрителей, наш театр.
- А были такие актеры, которых публика, что называется, на руках носила?
- Да, были. Первым среди лучших я бы назвала Ивана Федоровича Пустовойтова. Равных ему по мастерству ни до, ни после видеть не приходилось. Сам Станиславский, в тридцатые годы видевший Пустовойтова, отметил его талант. Ну а женщины - не только артистки, но и абсолютно все горожанки - влюблялись без памяти в Петра Вельяминова. В его невероятной выразительности глазах тонули все, и всплывать мало кому удавалось. В прошлом году Ленинградский театр комедии праздновал его 80-летие, телевидение это транслировало. Но… теперь это уже совершенно другой человек…
- Антонина Николаевна, молодые наши читатели, да и не только они, не простят, если у вас, одной из старейшин актерского цеха Чувашии и России, я не спрошу, каково играть на сцене любовь и как это вообще — целоваться у всех на виду?
- Мне нечасто героинь приходилось играть, но все же были у меня и такие роли, например, Джен в «Марии Тюдор», когда я работала в Прокопьевске. А мой партнер, как на грех, позволял себе порою «принять», да еще и смачно закусить головкой чеснока. Тут уж я едва успевала добежать до кулис после любовных сцен. Отсюда у меня, можно сказать, стерильное отношение к делу. Стараюсь как можно чаще ходить в баню, очень ее люблю, слежу за собой. И партнера надо по меньшей мере уважать, с которым играешь. В этом смысле мне повезло с нашей гримерной, компания у нас просто замечательная, рядом со мной — Лариса Родик, Тамара Красотина, Татьяна Яфанова. Я их всех очень уважаю и горжусь соседством с ними.
- Есть что-то такое, что вам не нравится в вашей профессии?
- Пожалуй, только одно: когда в магазине, троллейбусе или в бане вдруг кто-то закричит: «Постойте, я вас узнала, это вы играли на той неделе такую-то роль!» В этот момент мечтаешь только об одном: как бы провалиться сквозь землю. Вот почему я придерживаюсь заповеди: артисту надо бывать среди людей как можно реже. Профессия у нас кастовая, исключительная, нам многое дается, но и много с нас спрашивается.
Даже на спектакли своего театра я стараюсь заходить в зрительный зал только тогда, когда выключат свет. И сесть стараюсь понезаметнее.
- А чем заняты ваши время и душа в свободное от театра время?
- Хозяйка я, прямо скажем, не очень, готовить не люблю. И, видимо, поэтому старалась всегда делать это как можно лучше, тщательнее, чтоб мои дети голодными не были. Думаю, мне это удавалось. Театр они, как дети кулис, не отвергли, любят, оба служат в театре: дочь - артистка балета, сын - театральный администратор в Москве. Еще у меня есть огород, на котором ничего не растет. Из чтения сейчас только газеты. Баню люблю, как я уже говорила.
- Чего вы ждете от режиссеров?
- От любого режиссера я хочу, чтобы он мне объяснил, какого результата ожидает в данной сцене. Но я никогда не спрошу, что мне здесь делать, где встать. Наоборот, мне кажется, мы, артисты, должны предлагать постановщику свои варианты игры в каждом конкретном случае. Чтоб он мог выбирать. А как играть, я и сама знаю, и мне было бы стыдно, если б я, народная артистка, не знала, как мне играть. Очень помогает мне дочь Таня. Костюмы помогает придумывать и даже покупает. Вот и моя шапочка в «Комнате невесты», которая всем так нравится, это она ее увидела и купила.
- Антонина Николаевна, а какой подарок вам бы хотелось получить к юбилею?
- Очень хочу сходить на концерт хора Турецкого, он в Чебоксарах будет как раз в эти дни. Еще мечтаю правнуков дождаться, внуков-то ведь у меня трое. И вообще люблю свой день рождения, именно в этот день я вижу всех своих товарищей по искусству. Вместе нам как-то особенно хорошо, я думаю. Ведь мы служим театру, самому прекрасному делу на свете. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо и нашим зрителям. Особенно приглашаю 27 марта в ЧГАДТ моих первых зрителей, видевших меня в «Стряпухе» в 1959 году. Дорогие наши, вы столько даете нам радости, счастья в жизни, спасибо вам и с Днем театра, нашим общим великим праздником! — Антонина Николаевна, а вам спасибо за беседу, за терпение, которое вы всегда проявляете к журналистам. Свои поздравления мы суеверно прибережем на время, чтобы передать в день вашего торжества. А пока всего вам самого доброго и до встречи!


20 марта 2007
00:00
Поделиться