Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Сдержанный и чуткий аккомпаниатор

61.jpg (17606 bytes)

В Лондоне на 91-ом году жизни скончалась Галина Степановна Максимова (1914–2004) – первая чувашская профессиональная пианистка. В столице Англии она жила с 1988 года вместе с мужем Леонидом Фейгиным, известным скрипачом (учеником Давида Ойстраха) и композитором, автором ряда произведений чувашской музыки. Перебраться сюда им помогла Маргарет Тэтчер, в резиденции которой Максимова и Фейгин побывали в 1988 году.

Позже Галина Степановна мне писала: «Наша жизнь протекает мирно. Любим сидеть дома и частенько играем сонаты Брамса, Моцарта и т. д. Это наша самая большая радость... Очень скучаю по Москве, родным. Английский язык так и не освоила, все чаще вспоминаю слова чувашские, которые в старости всплывают. Мелькают виды чувашских селений Кошки-Новотимбаево и Средних Тимерсян, где после 1917 года мама работала учительницей. Красивая церковь, счастливый звон пасхальный...»

Галина родилась в семье преподавателей Симбирской чувашской учительской школы Степана Максимова (1892–1951) и Капитолины Эсливановой (1893–1979). С детских лет проявила большие музыкальные способности. Занимаясь в частной музыкальной школе А. Я. Пузырева, с 12 лет выступала в Симбирске в публичных концертах. «Это настоящий вундеркинд», – говорили слушатели.

«Было решено, что я при своих музыкальных способностях должна учиться в Москве», – вспоминала Галя. И с помощью добрых людей, близких матери она попала в Москву. А там бывшие симбиряне повели ее к знаменитому композитору и дирижеру, ученику Н. А. Римского-Корсакова М. М. Ипполитову-Иванову (1859–1935).

«Михаил Михайлович принял нас очень любезно, я играла ему Шопена... Он посоветовал мне учиться в музыкальном училище им. Гнесиных» (из мемуаров Г. Максимовой «О пережитом», опубликованных в Чебоксарах в 1997 г.).

В 1935 году Галина окончила музыкальное училище и по стопам отца поступила в Московскую консерваторию, блестяще сыграв Сонатину для фортепьяно, написанную Степаном Максимовым. Крупный пианист профессор Г. Г. Нейгауз взял чувашскую девушку в свой класс. Концерт Шумана, Седьмая соната Бетховена, Четвертая баллада Шопена, сонаты Прокофьева – такую программу исполнила Галина при окончании консерватории.

В послевоенные годы почти четверть века Г. Максимова была известной пианисткой в Москве: работала солисткой и концертмейстером Мосэстрады и Московской государственной филармонии (1951–1969). Аккомпанировала М. Ростроповичу, Л. Когану, И. Ойстраху, Б. Гольдштейну, Е. Чавдар, В. Фирсовой, Ю. Мазуруку, Р. Бейбутову, М. Д. Михайлову, А. Беседину, артистам балета Г. Улановой, С. Головкиной, Р. Стручковой, А. Лапаури и др. Гастролировала в Канаде, Англии, Финляндии, Египте, Сирии, Ливане, Китае...

Патриарх русской музыки Р. М. Глиэра подарил пианистке свой сборник «Избранные пьесы» с автографом: «Галине Степановне Максимовой с искренней признательностью за отличное исполнение моих сочинений».

В искусстве сопровождения певца или солирующего инструмента Г. Максимова достигла выдающихся успехов. «Особенного внимания заслуживает пианистка, гениальный (так и напечатано. – Ю. И.) аккомпаниатор вечера Галина Максимова, сдержанный и чуткий аккомпанемент которой относился к наилучшему из всего когда-либо услышанного нами» (г. Пиетарсары, Скандинавия, 1957).

Как складывались ее связи с Чувашией? Еще в 1929 году пятнадцатилетняя Галина участвовала как аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного хора в Москве и Нижнем Новгороде. «После выступления в Большом театре на сцену вышел М. Калинин и поздравил участников хора с успехом. После этого хор выступил в Кремле перед Сталиным. Я хорошо разглядела вождя, так как пианино, на котором я аккомпанировала хору, стояло на краю эстрады. Сталину понравилась песня «Вес, вес, куккук» (в обработке С. Максимова. – Ю. И.), которую по его просьбе исполнили дважды. С удовольствием я аккомпанировала хору очень яркую песню Ф. Павлова «Туй» (Г. Максимова «О пережитом», 1997).

Летом 1930 г. (июнь-июль) в составе большой концертной группы в присутствии С. М. Максимова, Ф. П. Павлова, В. П. Воробьева и С. И. Габера Галина ездила по районам и городам республики. С государственным хором выступала в 1936–37 годах в Москве и Ленинграде.

Последнее выступление Галины Степановны в Чебоксарах состоялось в академтеатре в ноябре 1937 г. Тогда отец, директор музучилища, был уже в опале (его обвиняли в восхвалении «монархиста» И. Я. Яковлева). Галина сыграла тогда Сонатину отца, Рапсодию Брамса и этюды Шопена, а ее сестра Вера – ученица спецшколы Московской консерватории – две части из Первого концерта Мендельсона. Сохранилась программа концерта с автографом отца: «Гале и Верочке на память о прекрасном исполнении. Папа». В списках невинно репрессированных С. М. Максимов считался до 1956 года. Печать о его детях молчала.

Наши связи с сестрами Максимовыми возобновились в начале 60-х годов, когда они стали участницами вечеров чувашской музыки в Москве. Так 5 июня 1961 г. в концертном зале Института имени Гнесиных Галина аккомпанировала скрипачу М. Гольдштейну, исполнявшему пьесы Ф. Лукина, Г. Хирбю и А. Петрова (своего двоюродного брата, сына Антонины Никитичны), а Вера играла вариации А. Петрова и партию фортепиано в романсах В. Ходяшева.

В передачах Чувашского радио и телевидения нередко звучат ноктюрн и чувашский танец в исполнении Галины Степановны и Леонида Фейгина. Мы слышим в эфире и «Чувашские эскизы» Л. Фейгина для большого симфонического оркестра (партитуре предпосланы слова: «Памяти С. М. Максимова»). К 100-летию со дня рождения Степана Максимовича он написал в Лондоне «Элегию», которую исполнили в Чебоксарах. Опера Г. Хирбю «Нарспи» идет в нашем театре в редакции и новой оркестровке (эта работа тоже выполнена в Лондоне с помощью Галины Степановны). Есть у Г. Максимовой и свои сочинения – пьесы для фортепиано, они хранятся в Чебоксарах в музыкальной школе, носящей имя ее отца – С. М. Максимова.

Сохранился редкий фотоснимок, сделанный в Ильинском Доме отдыха и датированный 26 августа 1936 года. На нем Галина запечатлена рядом с народным поэтом Чувашии П. Хузангаем и поэтом Н. Васянкой. Тогда же она позировала в сиреневом платье художнику М. С. Спиридонову в присутствии его дочери Августы. «Когда мы жили в Москве на проезде Серова, к нам нередко заходил очень талантливый художник Иван Дмитриев. Он написал маслом мой портрет за роялем... Сейчас, когда я живу в Лондоне, портрет Ваниной работы висит на стене и напоминает славного, скромного художника и молодость», – писала Галина Степановна. Эта работа вернулась в Чебоксары и находится в Чувашском художественном музее.

Две тети Галины – Лидия Никитична и Серафима Никитична, а также бабушка Ольга похоронены в Чебоксарах, Антонина Никитична – в Тарханах Батыревского района. Мать Капитолина Никитична и младшая сестра Вера, окончившая консерваторию у знаменитого пианиста Льва Оборина, покоятся в Москве.

В 1999 году в Калифорнии умерла сестра Нина, ранее работавшая заведующей научной библиотекой геологического факультета МГУ. В США она поехала к своей дочери Ирине, выдворенной из Москвы за поддержку выдающегося музыканта нашего времени М. Ростроповича и писателя А. Солженицына в период «мудрого руководства» Л. Брежнева. Остались сейчас в Москве сестра Зоя, сыновья Никита (доктор химических наук), Алексей (кандидат химических наук). Из двоюродных братьев Владислав Игумнов живет в Чебоксарах, а Валерий Игумнов – в США.

И вот в Лондоне обрела свой вечный покой любимица чувашских композиторов, которую мы всегда называли просто Галей.



"Республика"
21 апреля 2004
00:00
Поделиться