Творчество Владимира Мешкова
Творческий путь Владимир Мешков начал в качестве помощника художника в редакции сельской многотиражки. Здесь пятнадцатилетний юноша освоил искусство линогравюры, посредством которой в то время за неимением цинкографии иллюстрировались печатные издания. Здесь увидела свет и первая линогравюра начинающего художника - портрет С.М. Кирова.
Большое значение для становления Владимира Мешкова, как художника, имело знакомство с известным красноярским живописцем Д.И. Каратановым, а также поддержка, профессиональные советы и консультации двух выдающихся советских графиков П.Н. Староносова и И.Н. Павлова
В 1939 году Мешкова направили на работу в газету Эвенкийского национального округа «Эвенкийская новая жизнь». Три года работы в Эвенкии оставили неизгладимый след в душе художника, став впоследствии отправной точкой его дальнейшего творчества.
В 1940 году к художнику пришло первое по-настоящему серьезное признание: в павильоне «Печать» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был представлен альбом газетных линогравюр Мешкова, посвященный прошлому и настоящему Эвенкийского края. В нем были собраны рисунки с натуры, композиции из жизни и быта северных народностей.
В 1948 году Мешков начал заниматься книжной графикой. Тогда же началась работа над станковыми линогравюрами. Первые свои творческие произведения Мешков посвятил теме ленинских мест в селе Шушенском. С 1948 года начинается выставочная деятельность мастера.
С 1951 года художник полностью посвятил себя творчеству. Проведя долгие годы в работе над линогравюрой, имея немалый жизненный опыт, художник сумел обрести свой путь в искусстве. Основным направлением творчества Владимира Мешкова стали природа и быт Енисейского Севера. Первые же листы "Северной" серии сразу привлекли внимание зрителей, художников, критиков. Автор смог найти образный строй, сделавший его произведения явлением самобытным, запоминающимся и неповторимым. Работы экспонировались на выставках в России и за рубежом, неоднократно репродуцировались в каталогах, альбомах, на открытках.
С середины 1950-х годов художник совершил ряд творческих поездок в Заполярье, побывал в самых отдаленных областях Эвенкии и Таймыра. На выставках появляются великолепные гравюры, отражающие, казалось, сам дух Северной земли: «В эвенкийской тайге», "Дорога на Ессей", "В горах Путорана", "Фактория на Тунгуске", "На промысел", "Снежные цветы" и др.
В каждой линогравюре художник использует 4-5 (иногда более) цветов. Мастер применяет одновременно два приема – цвета основного изображения (рисующие) выполняются каждый на отдельной доске, а цвета фона – при помощи раската. Такая техника позволяет показать и краски заката над морем ("Странствующий альбатрос"), и бездонную глубину ночного неба ("К Полярной звезде"), и многоцветье сполохов северного сияния ("Северный порт"), и всю палитру красок белой ночи ("Белая ночь на Енисее"). Более полувека проработал Мешков в технике цветной линогравюры, сумев добиться тончайших цветовых нюансов, заставив звучать в полную силу не слишком богатую приемами технику.
Начиная с 70-х годов помимо линогравюры практически на всех выставках Мешкова, как самостоятельные работы, были представлены произведения, выполненные в темпере, гуаши, акварели, туши и карандаше. Мешков создал целый ряд офортов, посвященных северной тематике, серьезно занимался литографией.
Прошло уже полвека со времени создания первых северных линогравюр В.И. Мешкова, но и сейчас эти произведения находят отклик в душе каждого зрителя – таково свойство настоящего искусства. Творчество художника знают и любят не только в России, но и за рубежом. Произведения Мешкова экспонировались во Франции, Германии, Японии, Алжире, Гане, Нигерии, Гвинеи, Корее, на Кубе.
Творчество Мешкова по достоинству оценил Фидель Кастро, побывавший в 1963 году с визитом в Красноярске. Он пригласил Мешкова на Кубу с персональной выставкой, имевший большой успех. В знак благодарности за оказанный прием Мешков передал выставку «Енисейский Север» из 48 работ в дар кубинскому народу.
Всемирно известный американский художник Рокуэлл Кент, просмотрев альбом с работами Мешкова, писал ему в 1962 году: «Дорогой мистер Мешков! Я получил альбом ваших гравюр. Потрясен их красотой. Если бы я никогда не был на Севере, я бы понял, глядя на эти картины, что это за удивительная страна, и обязательно поехал бы туда. Я никогда не видел, чтобы Север так захватывающе был нарисован...»
Наследие художника – тысячи работ. Он – соавтор хакасского букваря, для которого создал больше 400 рисунков, сценограф и педагог, иллюстратор и автор пособия для граверов. Произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эвенкийском краеведческом музее, Туринском краеведческом музее, Чувашском государственном художественном музее и др.